РЕКЛА́МА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕКЛА́МА (франц. réclame, от лат. reclamo – выкрикивать), информация, направленная на потребителя в целях привлечения внимания, побуждения приобрести к.-л. товары или услуги (часть маркетинга), содействовать популярности к.-л. организации, политич. или обществ. деятеля и т. д. Может быть прямой (призыв к приобретению конкретного товара или услуги) или многоступенчатой (напр., формирование предпочтения определённого образа жизни, подразумевающего использование соответствующих товаров и услуг, ориентацию на конкретные бренды и т. д.).
В отношении политич. Р. нередко используют термин «пропаганда», или «пиар». Р. включает: информирование (сведения о товаре, конкретном событии, фирме и т. д.); увещевание (последовательную выработку предпочтения, поощрение факта покупки); напоминание (удержание в памяти потребителей информации о товаре); позиционирование (перепозиционирование, репозиционирование) товара или фирмы и т. д.
Наряду с экономич. и информац. функциями, Р. может решать и др. задачи: политическую (напр., формировать предпочтительный образ кандидата в период выборов), идеологическую (стремящююся к внедрению или укреплению в обществ. сознании к.-л. ценностных ориентиров, напр. права граждан на частную собственность, трудолюбия, предприимчивости и др.), просветительскую (пропаганду новых знаний в разл. сферах жизни, здорового образа жизни и т. д.), социальную (усиление коммуникативных связей в обществе, напр., в отношениях власти и населения), эстетическую (формирование вкуса потребителей) и др.
При отсутствии единой классификации Р. можно выделить неск. наиболее распространённых принципов типологизации: по цели, типу спонсора, целевой аудитории, охватываемой территории, в зависимости от канала распространения или носителя рекламного сообщения (в прессе, на радио или телевидении, в Интернете, наружная и др.) и т. д.
Существует скрытая Р., т. е. не обозначенная как таковая, размещённая под видом информационного, редакционного или авторского материала либо оказывающая неосознаваемое потребителем воздействие в силу метода передачи. В большинстве стран скрытая Р. запрещена, но выявить её достаточно сложно.
Участники процесса Р. – рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители, рекламополучатели. В качестве производителей и распространителей Р. часто в одном лице на рос. рынке выступают рекламные агентства и их деятельность может требовать лицензирования.
В Рос. Федерации коммерческая и социальная Р. регулируется Федеральным законом «О рекламе» (2006), политическая Р. – федеральными законами «О политических партиях» (2001) и «Об общественных объединениях» (1995), предвыборная агитация – законодательством о выборах. За нарушения в этой области предусмотрена административная ответственность.
В РФ не допускается недобросовестная и недостоверная реклама.
Р. отд. специфич. товаров (в частности, алкогольной продукции) должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного употребления этих продуктов.