РЕ́ЙТИНГ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́ЙТИНГ (англ. rating – оценка, классификация), ранжирование, расстановка приоритетов, оценка. Р. основан на качественной и количественной оценке, анализе выбранного параметра или их группы по заданной шкале ранжирования. Высчитывается методом опроса большой целевой группы или ограниченной группы экспертов. Р. можно представить как меру популярности чего-либо.
Список объектов или явлений, имеющих наибольший Р., обычно называют «топ N», где N – количество объектов в списке.
Р. является важной составляющей имиджа любого бизнеса, а во многих случаях его наличие даёт преференции или снимает ряд законодат. ограничений.
Р. в маркетинге используется для первичной классификации объектов оценки (вес компании, определение популярности, Р. платёжеспособности).
Р. в продажах – совокупный показатель популярности товара (услуги), выраженный не просто в оценке объёма покупок данного товара за период, но и в количестве запросов данного товара, оборачиваемости складских запасов, рентабельности по сделкам с ним и т. п.
Р. компаний – оценочное ранжирование компаний-покупателей (поставщиков) по группе параметров: платёжеспособности, выручке, рентабельности сделок, в зависимости от важности и значения которых эксперт определяет позицию компании в рейтинге.
Р. в рекламе – количественная оценка аудитории, рассчитывается как процентное отношение аудитории, которая просмотрела (прослушала) рекламное сообщение в данный момент времени, ко всей аудитории, которая имела возможность видеть (слышать) сообщение.
Ранжирование высших учебных заведений, составление Р. вузов и отд. программ обучения этих вузов – явление глобального характера. Р. служат многим целям: удовлетворяют потребность потребителей образовательных услуг в легко интерпретируемой информации о вузе; стимулируют конкуренцию между учебными заведениями; дают рациональную мотивацию для инвестиций; помогают сделать выбор между разл. вузами, программами, дисциплинами. Кроме того, при условии правильного понимания и интерпретации Р. содействует определению «качества» высших учебных заведений в каждой конкретной стране, дополняя строгий науч. подход к оценке качества, выполняемой гос. органами и независимыми аккредитационными агентствами. Вот почему Р. вузов стал неотъемлемой частью работ по оценке и обеспечению качества образования.
Р. подразделяются на дистанционные и контактные. Первые основываются на публичной информации финансового и нефинансового характера, служат для определения места компании на рынке или качества предоставления отд. услуг. Для составления дистанционного Р. используется исключительно открытая публикуемая информация.
Контактные Р. предусматривают договорные отношения между двумя сторонами о проведении работ по присвоению Р., где одной стороной выступает рейтинговое агентство, а другой – компания («объект рейтингования»). Рейтинговая оценка присваивается на основе анализа отчётности, предоставляемой компанией, и разработанной агентством анкеты, которая заполняется компанией.
Р., присваиваемые агентствами, можно условно разделить на кредитные (Р. кредитоспособности, Р. надёжности страховых компаний) и производные (все остальные типы Р.). Отличие определяется степенью регулирования процессов присвоения и использования рейтингов.
Кредитные Р. могут присваиваться исключительно аккредитованными рейтинговыми агентствами, подлежащими регулированию. В России аккредитацию и регулирование деятельности по присвоению Р. и их использованию отнесено к компетенции Центр. банка РФ – Банка России.
Присвоение и использование производных Р. ныне не регулируется законодательно.