Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́ЙТИНГ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 354-355

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Денисова

РЕ́ЙТИНГ (англ. rating – оцен­ка, клас­си­фи­ка­ция), ран­жи­ро­ва­ние, рас­ста­нов­ка при­ори­те­тов, оцен­ка. Р. ос­но­ван на ка­че­ст­вен­ной и ко­ли­че­ст­вен­ной оцен­ке, ана­ли­зе вы­бран­но­го па­ра­мет­ра или их груп­пы по за­дан­ной шка­ле ран­жи­ро­ва­ния. Вы­счи­ты­ва­ет­ся ме­то­дом оп­ро­са боль­шой це­ле­вой груп­пы или ог­ра­ни­чен­ной груп­пы экс­пер­тов. Р. мож­но пред­ста­вить как ме­ру по­пу­ляр­но­сти че­го-ли­бо.

Спи­сок объ­ек­тов или яв­ле­ний, имею­щих наи­боль­ший Р., обыч­но на­зы­ва­ют «топ N», где N – ко­ли­че­ст­во объ­ек­тов в спи­ске.

Р. яв­ля­ет­ся важ­ной со­став­ляю­щей ими­д­жа лю­бо­го биз­не­са, а во мно­гих слу­ча­ях его на­ли­чие да­ёт пре­фе­рен­ции или сни­ма­ет ряд за­ко­но­дат. ог­ра­ни­че­ний.

Р. в мар­ке­тин­ге ис­поль­зу­ет­ся для пер­вич­ной клас­си­фи­ка­ции объ­ек­тов оцен­ки (вес ком­па­нии, оп­ре­де­ле­ние по­пу­ляр­но­сти, Р. пла­тё­же­спо­соб­но­сти).

Р. в про­да­жах – со­во­куп­ный по­ка­затель по­пу­ляр­но­сти то­ва­ра (ус­лу­ги), вы­ра­жен­ный не про­сто в оцен­ке объ­ё­ма по­ку­пок дан­но­го то­ва­ра за пе­ри­од, но и в ко­ли­че­ст­ве за­про­сов дан­но­го то­ва­ра, обо­ра­чи­вае­мо­сти склад­ских за­па­сов, рен­та­бель­но­сти по сдел­кам с ним и т. п.

Р. ком­па­ний – оце­ноч­ное ран­жи­ро­ва­ние ком­па­ний-по­ку­па­те­лей (по­став­щи­ков) по груп­пе па­ра­мет­ров: пла­тё­же­спо­соб­но­сти, вы­руч­ке, рен­та­бель­но­сти сде­лок, в за­ви­си­мо­сти от важ­но­сти и зна­че­ния ко­то­рых экс­перт оп­ре­де­ля­ет по­зи­цию ком­па­нии в рей­тин­ге.

Р. в рек­ла­ме – ко­ли­че­ст­вен­ная оцен­ка ау­ди­то­рии, рас­счи­ты­ва­ет­ся как про­цент­ное от­но­ше­ние ау­ди­то­рии, ко­то­рая про­смот­ре­ла (про­слу­ша­ла) рек­лам­ное со­об­ще­ние в дан­ный мо­мент вре­ме­ни, ко всей ау­ди­то­рии, ко­то­рая име­ла воз­мож­ность ви­деть (слы­шать) со­об­ще­ние.

Ран­жи­ро­ва­ние выс­ших учеб­ных за­веде­ний, со­став­ле­ние Р. ву­зов и отд. про­грамм обу­че­ния этих ву­зов – яв­ле­ние гло­баль­но­го ха­рак­те­ра. Р. слу­жат мно­гим це­лям: удов­ле­тво­ря­ют по­треб­ность по­тре­би­те­лей об­ра­зо­ва­тель­ных ус­луг в лег­ко ин­тер­пре­ти­руе­мой ин­фор­ма­ции о ву­зе; сти­му­ли­ру­ют кон­ку­рен­цию ме­ж­ду учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми; да­ют ра­цио­наль­ную мо­ти­ва­цию для ин­ве­сти­ций; по­мо­га­ют сде­лать вы­бор ме­ж­ду разл. ву­за­ми, про­грам­ма­ми, дис­ци­п­ли­на­ми. Кро­ме то­го, при ус­ло­вии пра­виль­но­го по­ни­ма­ния и ин­тер­пре­та­ции Р. со­дей­ст­вует оп­ре­де­ле­нию «ка­че­ст­ва» выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний в ка­ж­дой кон­крет­ной стра­не, до­пол­няя стро­гий на­уч. под­ход к оцен­ке ка­че­ст­ва, вы­пол­няе­мой гос. ор­га­на­ми и не­за­ви­си­мы­ми ак­кре­ди­та­ци­он­ны­ми агент­ст­ва­ми. Вот по­че­му Р. ву­зов стал не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ра­бот по оцен­ке и обес­пе­че­нию ка­че­ст­ва об­ра­зо­ва­ния.

Р. под­раз­де­ля­ют­ся на ди­стан­ци­он­ные и кон­такт­ные. Пер­вые ос­но­вы­ва­ют­ся на пуб­лич­ной ин­фор­ма­ции фи­нан­со­во­го и не­фи­нан­со­во­го ха­рак­те­ра, слу­жат для оп­ре­де­ле­ния мес­та ком­па­нии на рын­ке или ка­че­ст­ва пре­дос­тав­ле­ния отд. ус­луг. Для со­став­ле­ния дис­тан­ци­он­но­го Р. ис­поль­зу­ет­ся ис­клю­чи­тель­но от­кры­тая пуб­ли­куе­мая ин­фор­ма­ция.

Кон­такт­ные Р. пре­ду­смат­ри­ва­ют до­го­вор­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду дву­мя сто­ро­на­ми о про­ве­де­нии ра­бот по при­свое­нию Р., где од­ной сто­ро­ной вы­сту­па­ет рей­тин­го­вое агент­ст­во, а дру­гой – ком­па­ния («объ­ект рей­тин­го­ва­ния»). Рей­тин­го­вая оцен­ка при­сваи­ва­ет­ся на ос­но­ве ана­ли­за от­чёт­но­сти, пре­дос­тав­ляе­мой ком­па­ни­ей, и раз­ра­бо­тан­ной агент­ст­вом ан­ке­ты, ко­то­рая за­пол­ня­ет­ся ком­па­ни­ей.

Р., при­сваи­вае­мые агент­ст­ва­ми, мож­но ус­лов­но раз­де­лить на кре­дит­ные (Р. кре­ди­то­спо­соб­но­сти, Р. на­дёж­но­сти стра­хо­вых ком­па­ний) и про­из­вод­ные (все ос­таль­ные ти­пы Р.). От­ли­чие оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью ре­гу­ли­ро­ва­ния про­цес­сов при­свое­ния и ис­поль­зо­ва­ния рей­тин­гов.

Кре­дит­ные Р. мо­гут при­сваи­вать­ся ис­клю­чи­тель­но ак­кре­ди­то­ван­ны­ми рей­тин­го­вы­ми агент­ст­ва­ми, под­ле­жа­щи­ми ре­гу­ли­ро­ва­нию. В Рос­сии ак­кре­ди­та­цию и ре­гу­ли­ро­ва­ние дея­тель­но­сти по при­свое­нию Р. и их ис­поль­зо­ва­нию от­не­се­но к ком­пе­тен­ции Центр. бан­ка РФ – Бан­ка Рос­сии.

При­свое­ние и ис­поль­зо­ва­ние про­из­вод­ных Р. ны­не не ре­гу­ли­ру­ет­ся за­ко­но­да­тель­но.

Вернуться к началу