ОРГАНИЗАЦИО́ННО-ПРОИЗВО́ДСТВЕННАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Экономика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРГАНИЗАЦИО́ННО-ПРОИЗВО́ДСТВЕННАЯ ШКО́ЛА, направление аграрно-экономич. мысли России в 1920–30-х гг., основным предметом исследования которого стало семейно-трудовое крестьянское хозяйство. Гл. представители О.-п. ш.: А. Н. Челинцев, Н. П. Макаров, А. В. Чаянов, А. А. Рыбников, А. Н. Минин. Школа возникла в 1911 и достигла своего взлёта в период НЭПа, после чего стала подвергаться ожесточённой критике, приобретшей в кон. 1920-х гг. характер травли. В 1930-е гг. экономисты О.-п. ш. были объявлены врагами социализма и репрессированы. Реабилитированы посмертно в 1987.
Модель семейно-трудового крестьянского хозяйства, предложенная экономистами школы, исключала использование хозяйством наёмного труда: один и тот же человек (работник) должен был выполнять одновременно и функцию непосредств. работы в хозяйстве, и функцию управления им. Экономисты школы объясняли особенности мотивации и рыночного поведения крестьянского трудового хозяйства с помощью введённого ими понятия трудопотребительского баланса (соотношения между напряжённостью годового труда и степенью удовлетворения потребностей управляющей семьи), берущего своё начало от идей Г. Г. Госсена и У. С. Джевонса (выдвигал гипотезу о том, что человек трудится до тех пор, пока степень тягости его труда не станет выше, чем полезность производимого продукта). Кроме того, экономистами О.-п. ш. было развито понятие «организационного плана крестьянского хозяйства», означающее необходимость осознания крестьянином целей и средств своей хозяйств. деятельности. Гл. принцип крестьянского хозяйства они видели в стремлении уравновесить жизненные потребности семьи с равномерным использованием её трудового потенциала в течение года. Исследовав аграрный опыт стран Запада и послереволюц. России, представители О.-п. ш. предложили два возможных альтернативных пути эволюции крестьянских трудовых хозяйств – перерождение их в фермерские предпринимательские хозяйства или развитие по пути кооперативной коллективизации. Последняя рассматривалась как предпочтительный и единственно возможный способ сохранить семейно-трудовые крестьянские хозяйства в условиях сов. деревни. Отстаивая самостоятельность кооперативных организаций и выступая против их огосударствления, экономисты школы видели суть крестьянской кооперации в идее объединения разобщённых крестьянских хозяйств, которое позволило бы мелким хозяйствам выделить из своего организац. плана те элементы и операции, в которых крупное произ-во имеет преимущество, и в то же время не потерять при этом своей индивидуальности. Идеи О.-п. ш. оказались востребованы во 2-й пол. 20 в. для экономик развивающихся стран. В 1960-х гг., уже после смерти одного из признанных лидеров школы А. В. Чаянова, его кн. «К вопросу теории некапиталистических хозяйственных систем», выпущенная в Германии в 1924, была найдена англичанином Д. Тернером, после чего идеи Чаянова и др. представителей О.-п. ш. обрели известность во многих странах мира.