ГЕРФИ́НДАЛЯ И́НДЕКС
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕРФИ́НДАЛЯ И́НДЕКС, наиболее распространённый показатель концентрации рынка. Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нём продавцами: $$\text {HI} =(\text {D}_1)^2+(\text {D}^2)^2+ \ldots +(\text {D}_m)^2,$$ где $\text {D}_\text {i}$ – доля на рассматриваемом товарном рынке $i$-го хозяйствующего субъекта – продавца, выраженная в процентах; $\text {i}=1, 2,\ldots, \text {m}$. $\text {D}_\text {i}=\text {V}_\text {i}/\text {V}_\text {m}$, где $\text {V}_\text {i}$ – объём реализации (поставки) товара каждым продавцом.
В соответствии с разл. значениями Г. и. выделяются три типа рынка:
I тип – высококонцентрированные рынки: $2000 \lt \text {HI} \lt 10\,000$;
II тип – умеренно концентрированные рынки: $1000 \lt\text{ HI} \lt 2000$;
III тип – низкоконцентрированные рынки: $\text {HI} \lt 1000$.
Макс. значение индекса в условиях 100%-ной монополии равно 10000. Органы, проводящие антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям со значением индекса выше 1400. От прочих показателей концентрации Г. и. отличается тем, что учитывает различие предприятий в размерах, приводящее к усилению рыночной власти наиболее крупных компаний. Так, отрасль, где действуют только два предприятия, делящие рынок в пропорции 50/50, получает Г. и., равный 5000, а отрасль, где те же два предприятия делят рынок в соотношении 90/10, – 8200. В условиях несовершенной статистич. базы в России Г. и. может давать отчасти искажённую картину (если неточная информация возводится в квадрат, ошибка удваивается). В зарубежной практике коэф. концентрации и особенно Г. и. применяются лишь как отправная точка в исследовании конкретного прецедента и никогда не используются как аргумент для судебного разбирательства.