МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБО́ТИЦА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБО́ТИЦА, социально-экономич. явление, выражающееся в превышении предложения на рынке труда над спросом, со стороны лиц в возрасте до 30 лет, в результате чего они не могут найти подходящую работу; является самым характерным индикатором положения молодёжи на этом рынке. К молодёжи обычно относят лиц 15–30 лет, но при этом нижняя граница этого диапазона может варьировать в соответствии с законом, разрешающим трудиться с данного возраста (в США, напр., с 16 лет). М. б. – многогранное явление, связанное со специфич. характеристиками, присущими лицам указанных возрастов: более высокая доля лиц, не имеющих профессии, специального проф. образования; отсутствие у них заметного опыта работы; избыточная подготовка специалистов того или иного профиля из данной категории лиц, невостребованность многих из них на рынке труда; завышенные требования молодых людей к оплате труда; неприятие большинством из них работы с плохими условиями труда и т. д. Это приводит к более высокому уровню М. б. по сравнению со всем населением или лицами старшего возраста независимо от экономич. конъюнктуры – она присуща как периодам спада или рецессии, так и периоду экономич. роста. М. б. характеризуется и более низкой, как правило, производительностью труда молодых людей, согласием их во многих случаях на более низкую оплату труда, чем у лиц старшего возраста, предпочтением усилиям, направленным на образование и проф. рост, сегодняшним заработкам.
Положение молодёжи на рынках труда в развитых странах значительно ухудшилось в 1970-е гг. в силу экономич. кризиса, с одной стороны, и роста контингента молодых людей в связи с предшествующим всплеском рождаемости – с другой. М. б. с этого времени стала особенно внимательно изучаться аналитиками и экспертами стран ОЭСР, МОТ и иных междунар. организаций. В 1980–90-е гг., несмотря на экономич. рост и вопреки ожиданиям большинства специалистов, уровень М. б. не снизился и разрыв в заработках молодёжи и работников более старших возрастов не уменьшился. Это произошло на фоне более высокого уровня образования молодёжи по сравнению с др. поколениями и сокращения её численности во всех развитых странах в результате предшествующей демографич. динамики – даже в таких странах, как Ирландия, Испания, Италия, Португалия и Япония, где сокращение численности молодёжных когорт было весьма значительным. ООН включила уровень М. б. в качестве контрольного индикатора достижения одной из целей развития тысячелетия – обеспечение достойной и производительной занятости молодёжи.
На рубеже 20–21 вв. М. б. росла в большинстве стран мира, за 1995–2005 она увеличилась почти на 15%; самый высокий прирост был в странах Юго-Вост. Азии и Тихоокеанского региона (85%) и в афр. странах южнее Сахары (34%). Во многих развитых странах М. б. снижалась – особенно значительно в странах ЕС (17,5%).
При превышении среднемирового уровня М. б. уровня общей безработицы в 3 раза существуют две полярные группы стран: развитые страны, где такое превышение составляет 2,3 раза; страны Юго-Вост. Азии и Тихоокеанского региона, где оно составляет 5 раз. Особенно выделяются на общемировом фоне Германия, где превышение составляет всего 20% (благодаря, прежде всего, применению нем. модели первичного проф. образования, принятой также в Австрии, Дании), и ряд афр. стран, где уровни молодёжной и взрослой безработицы совпадают как при высоком, так и при низком общем её уровне.
В силу того, что во многих регионах мира молодёжь занимает значит. долю во всём населении и 25% в трудоспособном, а уровень М. б. намного выше среднего, молодёжь составляет почти 44% всех безработных. Выделяются те же две полярные группы: ЕС и развитые страны в целом, где эта доля немногим более 25%, и страны Юго-Вост. Азии и афр. страны южнее Сахары, где доля молодёжи среди безработных превышает 60%.
Для борьбы с М. б. в развитых странах существуют разл. гос. программы, которые отличаются в зависимости от модели рынка труда, нац. особенностей системы образования, остроты проблемы безработицы среди молодёжи, но большинство из них предусматривает общие направления: создание рабочих мест для молодёжи с низким уровнем квалификации через субсидирование заработной платы (преим. в обществ. секторе); меры гос. политики по снижению издержек на подготовку рабочей силы в частном секторе для стимулирования спроса на молодых работников с недостаточными опытом и квалификацией; поддержка программ частного сектора по «производственному» обучению молодёжи; наличие в программах гибких условий занятости (частичная занятость, работа с оговорённым миним. количеством часов в неделю, часовая миним. ставка оплаты).
Кризис 2008–09 привёл к резкому росту М. б. в странах мира. Так, в ЕС уровень М. б. вырос с нояб. 2008 по нояб. 2009 почти на 29%. При этом общий уровень безработицы составлял 8,9%.
Высокая М. б. считается опасной для социальной стабильности государства. Будущее её зависит от объективных факторов: снижения численности молодых поколений в развитых странах, политики государства по расширению образовательной и проф. подготовки молодёжи, возможностей её переподготовки и трудоустройства, совершенствования инновац. технологий трудоустройства и информированности молодёжи о структуре вакансий.
В России уровень М. б. высок и близок к ср. уровню развитых стран – в 2009 он составлял 19% и был выше у сельской молодёжи и ниже у городской. Уровень М. б. выше уровня безработицы среди лиц в возрасте 30–49 лет в 2,7 раза. Уровень безработицы среди самых молодых (до 20 лет) в 2 раза превышает уровень безработицы среди 20–24-летних. Среди осн. проблем М. б. рос. эксперты называют недостаточный уровень проф. ориентации рос. молодёжи, завышенные требования выпускников вузов и колледжей к оплате труда.