ЛЬГО́ТЫ СОЦИА́ЛЬНЫЕ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЬГО́ТЫ СОЦИА́ЛЬНЫЕ, дополнительные права, предоставляемые определённым категориям граждан, семьям или домохозяйствам государственными или муниципальными властями с целью поддержания общественно приемлемого уровня жизни получателей льгот путём их освобождения от к.-л. обязат. платежей или обязанностей, а также путём дополнит. выплат; вид обязательств государства, реализуемых в политике социальной защиты населения. Распространённость и масштаб льгот в любой стране связаны с характером развития институциональной системы и численностью социально уязвимых слоёв населения. Л. с. как институт социальной помощи используются в совр. экономиках в ограниченных масштабах. Чаще всего они имеют форму прямых выплат или косвенного уменьшения обязательств. Л. с. выполняют ту же обществ. миссию, что и система государственных миним. гарантий, таких как минимальная заработная плата, миним. пенсия и т. д.
Кроме государственных выделяются корпоративные Л. с., дополняющие заработную плату работников и предоставляемые чаще всего в виде т. н. социального пакета. Введение льгот как дополнит. преимуществ занятых в данной фирме направлено на привлечение и удержание квалифицир. персонала в условиях конкуренции. Характер и набор льгот зависят, как правило, от должности и продолжительности работы в компании. Решение о таких Л. с. каждый хозяйствующий субъект принимает самостоятельно. В рос. организациях распространены льготы в виде ссуд сотрудникам, дополнит. мед. страховки, оплаты обедов и т. п. Льготы могут существовать и в виде экономич. льгот работодателю, и льгот в отношении определённой социально-демографич. группы, решая в первую очередь социальную проблему. Так, значит. льготы предоставлялись молодым людям, не имеющим проф. образования, и их нанимателю по франц. законам, принятым для борьбы с безработицей среди молодёжи; такие же льготы существовали и в герм. законодательстве для стимулирования приёма на работу молодых людей, не имеющих профессии и обучающихся на рабочем месте.
Наибольшее число Л. с. предусматривается семьям в связи с естеств. воспроизводством населения: беременным женщинам, родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами и т. п. Такая система льгот для детей широко практикуется во Франции, хотя осн. «миссия» предотвращения бедности принадлежит институтам миним. заработной платы и социального страхования. В США кроме социально уязвимых категорий населения налоговые льготы имеют работающие бедные; Л. с. предоставляются здесь в денежной и натуральной формах, посредством спец. социальных услуг.
В России Л. с. более распространены, чем в др. развитых странах, что связано с низкой заработной платой (по отношению к ВВП она составляла в России в сер. 2000-х гг. менее четверти, а в западных странах – более половины), не обеспечивающей нормального воспроизводства населения. В 2010-х гг. перед рос. экономикой будет стоять дилемма: развивать систему социального страхования как важнейшего института совр. общества или расширять и модернизировать систему социальных льгот. Л. с. предоставляются в России в области транспортных, мед. (включая санаторно-курортное обслуживание) и коммунальных услуг, приобретения автотранспортных средств, в области обучения, денежных выплат и разл. форм доходов. Значит. льготы сохраняются в сфере трудовых отношений, напр. льготы для работающих в экстремальных условиях или снижение возраста выхода на пенсию в связи с особыми (неблагоприятными) условиями труда.
Льготы сыграли существенную роль и в переходе от системы гос. социального обеспечения к свободной системе социального страхования. В России в доходах населения доля льгот составляет 5–8%, а доля социального страхования – 20%.
В 2004–05 рос. правительством предпринята попытка реформировать систему льгот, изменив форму и порядок их предоставления, что было связано с перегруженностью правовой базы (установлением льгот как законами, так и постановлениями правительства, устаревшими и нереализуемыми нормами), наличием не обеспеченных финансированием натуральных льгот, неупорядоченностью разграничения ответственности за Л. с. между разл. территориальными органами власти. Перед реформой в России насчитывалось 156 видов Л. с. для 236 категорий населения. По данным статистич. органов, почти 40% домохозяйств имели в своём составе получателей льгот. Реформа, вошедшая в историю под назв. «монетизация льгот», носила масштабный характер, охватив 25,4 млн. чел. В ходе её предоставление льгот более 46% льготируемых граждан передавалось на региональный уровень, а региональные власти получили право продолжать выделение Л. с. в натуральном виде или перейти на их денежную компенсацию. В результате реформы понизился уровень социальной защищённости отд. групп населения, что противоречит принципам любого социального государства.
Субъекты РФ имеют право на предоставление разл. видов Л. с. за счёт собств. бюджета. Так, в Москве носителем информации о льготах является «социальная» пластиковая карта жителя города, выдаваемая после достижения пенсионного возраста и получения пенсионного удостоверения. В отличие от др. стран, в РФ существуют такие своеобразные льготы, как денежные выплаты разл. характера лицам, достигшим 100 лет и более, почётным донорам и т. п. В некоторых субъектах Л. с. зависят от числа детей в семье и возраста ребёнка; с 2005 они могут инициировать дополнит. виды Л. с. для детей. В РФ значит. льготы предусмотрены особым категориям граждан, напр. героям РФ (СССР) и инвалидам войны, что связано как с социально значимым статусом этих граждан, так и с недостаточным общим уровнем их социального, финансового и материального обеспечения. Л. с. могут заключаться в предоставлении полностью бесплатной услуги для определённой категории получателей или льготной, частично оплачиваемой. Так, детям-инвалидам бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ оказывается квалифицир. мед. помощь, включая лекарственное обеспечение. Предоставление Л. с. нередко усложнено, т. к. возможность их получения оговорена не только законами или постановлениями правительства, но и разл. нормативными документами рос. ведомств. Многие льготы не действуют в полной мере по причине их вменённости органам местного самоуправления, которые не имеют для этого реальных возможностей. Л. с. получают или могут получать лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС, производств. объединении «Маяк», испытаний на Семипалатинском полигоне.