Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЬГО́ТЫ СОЦИА́ЛЬНЫЕ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 200-201

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ткаченко

ЛЬГО́ТЫ СОЦИА́ЛЬНЫЕ, до­пол­ни­тель­ные пра­ва, пре­дос­тав­ляе­мые оп­ре­де­лён­ным ка­те­го­ри­ям гра­ж­дан, семь­ям или до­мо­хо­зяй­ст­вам го­су­дар­ст­вен­ны­ми или му­ни­ци­паль­ны­ми вла­стя­ми с це­лью под­дер­жа­ния об­ще­ст­вен­но при­ем­ле­мо­го уров­ня жиз­ни по­лу­ча­те­лей льгот пу­тём их ос­во­бо­ж­де­ния от к.-л. обя­зат. пла­те­жей или обя­зан­но­стей, а так­же пу­тём до­пол­нит. вы­плат; вид обя­за­тельств го­су­дар­ст­ва, реа­ли­зуе­мых в по­ли­ти­ке со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния. Рас­про­стра­нён­ность и мас­штаб льгот в лю­бой стра­не свя­за­ны с ха­рак­те­ром раз­ви­тия ин­сти­ту­цио­наль­ной сис­те­мы и чис­лен­но­стью со­ци­аль­но уяз­ви­мых сло­ёв на­се­ле­ния. Л. с. как ин­сти­тут со­ци­аль­ной по­мо­щи ис­поль­зу­ют­ся в совр. эко­но­ми­ках в ог­ра­ни­чен­ных мас­шта­бах. Ча­ще все­го они име­ют фор­му пря­мых вы­плат или кос­вен­но­го умень­ше­ния обя­за­тельств. Л. с. вы­пол­ня­ют ту же об­ществ. мис­сию, что и сис­те­ма го­су­дар­ст­вен­ных ми­ним. га­ран­тий, та­ких как ми­ни­маль­ная за­ра­бот­ная пла­та, ми­ним. пен­сия и т. д.

Кро­ме го­су­дар­ст­вен­ных вы­де­ля­ют­ся кор­по­ра­тив­ные Л. с., до­пол­няю­щие за­ра­бот­ную пла­ту ра­бот­ни­ков и пре­дос­тав­ляе­мые ча­ще все­го в ви­де т. н. со­ци­аль­но­го па­ке­та. Вве­де­ние льгот как до­пол­нит. пре­иму­ществ за­ня­тых в дан­ной фир­ме на­прав­ле­но на при­вле­че­ние и удер­жа­ние ква­ли­фи­цир. пер­со­на­ла в ус­ло­ви­ях кон­ку­рен­ции. Ха­рак­тер и на­бор льгот за­ви­сят, как пра­ви­ло, от долж­но­сти и про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­ты в ком­па­нии. Ре­ше­ние о та­ких Л. с. ка­ж­дый хо­зяй­ст­вую­щий субъ­ект при­ни­ма­ет са­мо­стоя­тель­но. В рос. ор­га­ни­за­ци­ях рас­про­стра­не­ны льго­ты в ви­де ссуд со­труд­ни­кам, до­пол­нит. мед. стра­хов­ки, оп­ла­ты обе­дов и т. п. Льго­ты мо­гут су­ще­ст­во­вать и в ви­де эко­но­мич. льгот ра­бо­то­да­те­лю, и льгот в от­но­ше­нии оп­ре­де­лён­ной со­ци­аль­но-де­мо­гра­фич. груп­пы, ре­шая в пер­вую оче­редь со­ци­аль­ную про­бле­му. Так, зна­чит. льго­ты пре­дос­тав­ля­лись мо­ло­дым лю­дям, не имею­щим проф. об­ра­зо­ва­ния, и их на­ни­ма­те­лю по франц. за­ко­нам, при­ня­тым для борь­бы с без­ра­бо­ти­цей сре­ди мо­ло­дё­жи; та­кие же льго­ты су­ще­ст­во­ва­ли и в герм. за­ко­но­да­тель­ст­ве для сти­му­ли­ро­ва­ния приё­ма на ра­бо­ту мо­ло­дых лю­дей, не имею­щих про­фес­сии и обу­чаю­щих­ся на ра­бо­чем мес­те.

Наи­боль­шее чис­ло Л. с. пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся семь­ям в свя­зи с ес­теств. вос­про­из­вод­ст­вом на­се­ле­ния: бе­ре­мен­ным жен­щи­нам, ро­ди­те­лям, вос­пи­ты­ваю­щим не­со­вер­шен­но­лет­них де­тей, мно­го­дет­ным семь­ям, семь­ям с деть­ми-ин­ва­ли­да­ми и т. п. Та­кая сис­те­ма льгот для де­тей ши­ро­ко прак­ти­ку­ет­ся во Фран­ции, хо­тя осн. «мис­сия» пре­дот­вра­ще­ния бед­но­сти при­над­ле­жит ин­сти­ту­там ми­ним. за­ра­бот­ной пла­ты и со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния. В США кро­ме со­ци­аль­но уяз­ви­мых ка­те­го­рий на­се­ле­ния на­ло­го­вые льго­ты име­ют ра­бо­таю­щие бед­ные; Л. с. пре­до­став­ля­ют­ся здесь в де­неж­ной и на­ту­раль­ной фор­мах, по­сред­ст­вом спец. со­ци­аль­ных ус­луг.

В Рос­сии Л. с. бо­лее рас­про­стра­не­ны, чем в др. раз­ви­тых стра­нах, что свя­за­но с низ­кой за­ра­бот­ной пла­той (по от­но­ше­нию к ВВП она со­став­ля­ла в Рос­сии в сер. 2000-х гг. ме­нее чет­вер­ти, а в за­пад­ных стра­нах – бо­лее по­ло­ви­ны), не обес­пе­чи­ваю­щей нор­маль­но­го вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния. В 2010-х гг. пе­ред рос. эко­но­ми­кой бу­дет сто­ять ди­лем­ма: раз­ви­вать сис­те­му со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния как важ­ней­ше­го ин­сти­ту­та совр. об­ще­ст­ва или рас­ши­рять и мо­дер­ни­зи­ро­вать сис­те­му со­ци­аль­ных льгот. Л. с. пре­до­став­ля­ют­ся в Рос­сии в об­лас­ти транс­порт­ных, мед. (вклю­чая са­на­тор­но-ку­рорт­ное об­слу­жи­ва­ние) и ком­му­наль­ных ус­луг, при­об­ре­те­ния ав­то­транс­порт­ных средств, в об­лас­ти обу­че­ния, де­неж­ных вы­плат и разл. форм до­хо­дов. Зна­чит. льго­ты со­хра­ня­ют­ся в сфе­ре тру­до­вых от­но­ше­ний, напр. льго­ты для ра­бо­таю­щих в экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях или сни­же­ние воз­рас­та вы­хо­да на пен­сию в свя­зи с осо­бы­ми (не­бла­го­при­ят­ны­ми) ус­ло­вия­ми тру­да.

Льго­ты сыг­ра­ли су­ще­ст­вен­ную роль и в пе­ре­хо­де от сис­те­мы гос. со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к сво­бод­ной сис­те­ме со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния. В Рос­сии в до­хо­дах на­се­ле­ния до­ля льгот со­став­ля­ет 5–8%, а до­ля со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния – 20%.

В 2004–05 рос. пра­ви­тель­ст­вом пред­при­ня­та по­пыт­ка ре­фор­ми­ро­вать сис­те­му льгот, из­ме­нив фор­му и по­ря­док их пре­дос­тав­ле­ния, что бы­ло свя­за­но с пе­ре­гру­жен­но­стью пра­во­вой ба­зы (ус­та­нов­ле­ни­ем льгот как за­ко­на­ми, так и по­ста­нов­ле­ния­ми пра­ви­тель­ст­ва, ус­та­рев­ши­ми и не­реа­ли­зуе­мы­ми нор­ма­ми), на­ли­чи­ем не обес­пе­чен­ных фи­нан­си­ро­ва­ни­ем на­ту­раль­ных льгот, не­упо­ря­до­чен­но­стью раз­гра­ни­че­ния от­вет­ст­вен­но­сти за Л. с. ме­ж­ду разл. тер­ри­то­ри­аль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти. Пе­ред ре­фор­мой в Рос­сии на­счи­ты­ва­лось 156 ви­дов Л. с. для 236 ка­те­го­рий на­се­ле­ния. По дан­ным ста­ти­стич. ор­га­нов, поч­ти 40% до­мо­хо­зяйств име­ли в сво­ём со­ста­ве по­лу­ча­те­лей льгот. Ре­фор­ма, во­шед­шая в ис­то­рию под назв. «мо­не­ти­за­ция льгот», но­си­ла мас­штаб­ный ха­рак­тер, ох­ва­тив 25,4 млн. чел. В хо­де её пре­дос­тав­ле­ние льгот бо­лее 46% льго­ти­руе­мых гра­ж­дан пе­ре­да­ва­лось на ре­гио­наль­ный уро­вень, а ре­гио­наль­ные вла­сти по­лу­чи­ли пра­во про­дол­жать вы­де­ле­ние Л. с. в на­ту­раль­ном ви­де или пе­рей­ти на их де­неж­ную ком­пен­са­цию. В ре­зуль­та­те ре­фор­мы по­ни­зил­ся уро­вень со­ци­аль­ной за­щи­щён­но­сти отд. групп на­се­ле­ния, что про­ти­во­ре­чит прин­ци­пам лю­бо­го со­ци­аль­но­го го­су­дар­ст­ва.

Субъ­ек­ты РФ име­ют пра­во на пре­до­став­ле­ние разл. ви­дов Л. с. за счёт собств. бюд­же­та. Так, в Мо­ск­ве но­си­те­лем ин­фор­ма­ции о льго­тах яв­ля­ет­ся «со­ци­аль­ная» пла­сти­ко­вая кар­та жи­те­ля го­ро­да, вы­да­вае­мая по­сле дос­ти­же­ния пен­си­он­но­го воз­рас­та и по­лу­че­ния пен­си­он­но­го удо­сто­ве­ре­ния. В от­ли­чие от др. стран, в РФ су­ще­ст­ву­ют та­кие свое­об­раз­ные льго­ты, как де­неж­ные вы­пла­ты разл. ха­рак­те­ра ли­цам, дос­тиг­шим 100 лет и бо­лее, по­чёт­ным до­но­рам и т. п. В не­ко­торых субъ­ек­тах Л. с. за­ви­сят от чис­ла де­тей в се­мье и воз­рас­та ре­бён­ка; с 2005 они мо­гут ини­ции­ро­вать до­пол­нит. ви­ды Л. с. для де­тей. В РФ зна­чит. льго­ты пре­ду­смот­ре­ны осо­бым ка­те­го­ри­ям гра­ж­дан, напр. ге­ро­ям РФ (СССР) и ин­ва­ли­дам вой­ны, что свя­за­но как с со­ци­аль­но зна­чи­мым ста­ту­сом этих гра­ж­дан, так и с не­дос­та­точ­ным об­щим уров­нем их со­ци­аль­но­го, фи­нан­со­во­го и ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния. Л. с. мо­гут за­клю­чать­ся в пре­дос­тав­ле­нии пол­но­стью бес­плат­ной ус­лу­ги для оп­ре­де­лён­ной ка­те­го­рии по­лу­ча­те­лей или льгот­ной, час­тич­но оп­ла­чи­вае­мой. Так, де­тям-ин­ва­ли­дам бес­плат­но или на льгот­ных ус­ло­ви­ях в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ и за­ко­но­да­тель­ст­вом субъ­ек­тов РФ ока­зы­ва­ет­ся ква­ли­фи­цир. мед. по­мощь, вклю­чая ле­кар­ст­вен­ное обес­пе­че­ние. Пре­до­став­ле­ние Л. с. не­ред­ко ус­лож­не­но, т. к. воз­мож­ность их по­лу­че­ния ого­во­ре­на не толь­ко за­ко­на­ми или по­ста­нов­ле­ния­ми пра­ви­тель­ст­ва, но и разл. нор­ма­тив­ны­ми до­ку­мен­та­ми рос. ве­домств. Мно­гие льго­ты не дей­ст­ву­ют в пол­ной ме­ре по при­чи­не их вме­нён­но­сти ор­га­нам ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, ко­то­рые не име­ют для это­го ре­аль­ных воз­мож­но­стей. Л. с. по­лу­ча­ют или мо­гут по­лу­чать ли­ца, под­верг­шие­ся воз­дей­ст­вию ра­диа­ции вслед­ст­вие ка­та­ст­роф на Чер­но­быль­ской АЭС, про­из­водств. объ­е­ди­не­нии «Ма­як», ис­пы­та­ний на Се­ми­па­ла­тин­ском по­ли­го­не.

Лит.: Со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка Рос­сии: ак­ту­аль­ные про­бле­мы и пер­спек­ти­вы их ре­ше­ния. М., 2005; До­хо­ды и со­ци­аль­ные ус­лу­ги: не­ра­вен­ст­во, уяз­ви­мость, бед­ность. М., 2005; Об­зор со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки в Рос­сии. На­ча­ло 2000-х. М., 2007.

Вернуться к началу