ЛЕ́РНЕРА И́НДЕКС
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́РНЕРА И́НДЕКС, показатель рыночной власти монополиста; характеризует относительную разницу между монопольной ценой и предельными издержками производства. Предложен А. Лернером в 1934.$$I_{L}=\frac{P_{m}-MC}{P_{m}}=\frac{1}{E},$$где $I_L$ – индекс монопольной власти Лернера, $P_m$ – монопольная цена, $MC$ – предельные издержки, $E$ – эластичность спроса на продукцию.
Согласно Л. и., монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы ($1/E$).
В условиях эластичного спроса и большого количества товаров-субститутов относительная надбавка к предельным издержкам невелика (рис. 1). В условиях совершенной конкуренции (когда эластичность спроса стремится к бесконечности и спрос представляет горизонтальную линию) $MC=P$. Следовательно, $(P_m-MC)=0\; и\; I_L=0$. Если $I_L$ положительная величина ($I_L>0$), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть (рис. 2). Она максимальна при эластичности равной 0.
Вычислить Л. и. непросто в связи с трудностью расчёта реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними ($AC$). В этом случае исходная формула может быть записана:$$I_{L}=\frac{P-AC}{P}.$$
.
Если умножить числитель и знаменатель на объём производства $Q$, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – совокупный (валовой) доход:$$I_{L}=\frac{(P-AC)\cdot Q}{PQ}=\frac{\pi}{TR}. $$
Тем самым Л. и. рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это случается, когда велики различия между бухгалтерской и экономич. прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоёмких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка, – Херфиндаля – Хиршмана индекс $(I_{\text {HH}})$. При его расчёте используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли.