КОНЦЕНТРА́ЦИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНЦЕНТРА́ЦИЯ в экономике, характеристика структуры распределения материальных (нематериальных) благ, видов деятельности по субъектам экономической деятельности или по их группам (классам). Так, К. произ-ва характеризует распределение объёма произведённой или реализованной продукции по предприятиям или их группам. Последние могут строиться по разл. признакам: численности занятых, объёму произ-ва, организационно-правовой форме, структуре собственности, стоимости активов, территориальному расположению и т. п.
К. потребления или спроса описывает распределение объёма потребляемой (приобретаемой) продукции по отд. категориям потребителей – физич. или юридич. лиц или их групп, по разл. социально-экономическим и территориальным признакам.
К. капитала связана как с объединением капитала в руках группы владельцев, так и с использованием прибыли фирмы для наращивания её капитала.
К. тех или иных ресурсов (или благ) может быть результатом целенаправленных действий руководителей или собственников фирм либо происходить вследствие естественных рыночных процессов, в частности, связанных с рыночной конкуренцией. Эта связь носит двусторонний характер: как правило, чем выше К. произ-ва, тем ниже уровень конкуренции, поэтому антимонопольное законодательство мн. стран не допускает К. произ-ва выше определённого уровня (за исключением естественных монополий). Высокая конкуренция на рынке приводит к вытеснению из рыночного пространства неэффективных фирм и, следовательно, повышению К. произ-ва. Это способствует сосредоточению произ-ва на крупных предприятиях, достигающих полезного результата благодаря использованию эффекта от масштаба производства.
Для измерения К. произ-ва (реализации) данного вида продукции на данном рынке используется целый ряд альтернативных показателей, называемых обычно индексами К. и принимающих значения от 0 до 1; при этом чем ближе к 1 значение индекса, тем выше К. рынка.
Большинство показателей К. строится на базе рыночных долей фирмы – отношения объёма произ-ва (реализации) продукции данной фирмы к общему объёму произ-ва (реализации) продукции на рынке. Наиболее часто применяются: индекс концентрации – сумма рыночных долей определённого числа (часто – трёх) наиболее крупных фирм на рынке; индекс Херфиндаля – Хиршмана – сумма квадратов рыночных долей определённого числа наиболее крупных фирм или всех фирм на рынке; дисперсия рыночных долей, определяемая через сумму квадратов отклонений рыночных долей фирм от средней рыночной доли; индекс Джини, определяемый через сумму взаимных отклонений рыночных долей различных фирм.
Применяются также коэффициенты К., строящиеся на основе энтропии как меры разнообразия распределения рыночных долей фирм.
Интерпретация значений показателей носит конвенциальный характер: рынок обычно считается неконцентрированным при значениях индекса концентрации по трём крупнейшим фирмам ниже 0,45, умеренно концентрированным при значениях этого индекса в пределах от 0,45 до 0,7 и высококонцентрированным, если индекс превышает 0,7.
Аналогичные показатели могут быть построены не только для количественной характеристики К. объёмов произ-ва на рынке, но и для характеристики структуры распределения объёмов др. аддитивных показателей функционирования к.-л. системы по заданному множеству её подсистем (численности занятых в экономике – по отраслям или видам деятельности, доходов граждан – по социальным группам и т. д.).