КОЛЛЕКТИ́ВНЫЕ БЛА́ГА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЛЕКТИ́ВНЫЕ БЛА́ГА, товары и услуги, удовлетворяющие коллективные (общественные) потребности. К. б. предполагают коллективный характер потребления, ограничение доступа потребителей такого блага практически невозможно. К. б. неделимы, они не могут быть проданы индивидуальным потребителям и поэтому предоставляются обществом в лице государства на нерыночной основе. Кроме того, особенность К. б. заключается в том, что как только эти блага возникают, они доступны всем, независимо от того, платил ли потребитель налоги для их производства государству (величины этих налогов) или вообще не платил. Поскольку К. б. по своей природе являются неделимыми и выгодными для всех без издержек, их реализация приносит выгоду всем, без выделения частных пользователей. Поэтому обеспечение К. б. и услугами осуществляется государством посредством взыскания денежных средств с населения в виде налогов. Государством финансируются такие К. б., как улицы и магистрали, музеи, библиотеки.
При потреблении К. б. следует учитывать побочные эффекты, которые могут возникать как для всего населения, так и для отд. индивидов или групп. Напр., реализация такого К. б., как образование, не только повышает проф. уровень потребителей, создаёт условия для экономич. роста и роста доходов населения, но и приводит к повышению уровня всеобщей культуры; ранняя диагностика рака в качестве побочного эффекта приводит к оздоровлению всего населения и снижению смертности.
К. б. отличаются от т. н. клубных благ. Как и общественные, «клубные блага» предполагают их коллективное потребление, но использование таких благ ограничено численностью возможных пользователей (напр., число посадочных мест в автобусе или в театре). К. б. предполагает абсолютное отсутствие соперничества потребителей блага, а клубное – до определённого предела (даже в условиях бесплатного пользования этим благом, что практически в рыночной экономике бывает редко).
В отличие от К. б., частные блага делимы и удовлетворяют потребности людей индивидуально (еда, одежда, обувь). В условиях рыночного хозяйства частные блага удовлетворяют потребности, как правило, на рыночной основе в процессе товарно-денежного обмена.
Со 2-й пол. 20 в., когда проявились новые тенденции в росте приоритета социальных потребностей и в связи с этим в трансформации экономич. политики в развитых странах, большое значение приобретают смешанные блага, занимающие промежуточное положение между коллективными и частными благами. К смешанным относятся блага, с помощью которых реализуются такие социально значимые услуги, как образование, здравоохранение, достижения науки и культуры, результаты науч.-технич. прогресса, а также услуги сетевых производств, оказываемые естественными монополиями, – транспортные, газовые, электрические и пр., где невозможно реализовать принципы исключаемости и конкурентности, и в силу этого государство в той или иной мере вынуждено их реализовывать за свой счёт. Поэтому рыночная система, даже при эффективном функционировании, никогда не будет производить такие блага в достаточном количестве. Они называются квазиобщественными (квазигосударственными) благами.
Процесс реализации социально значимых услуг происходит как за счёт рыночной системы, так и всё в большей мере за счёт государства, которое, расширяя масштаб социальных функций, посредством перераспределения бюджетных средств берёт на себя решение задач по развитию культуры, охране здоровья и т. д. Так, в междунар. декларациях и конституциях мн. стран закреплено право граждан на равный доступ к образованию. В развитых странах в законодат. порядке установлена обязательность ср. образования в объёме девяти классов, в США, Японии, Юж. Корее массовым стало 12-летнее образование.