КЕЙРЕ́ЦУ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕЙРЕ́ЦУ (кэйрэцу), господствующая форма предпринимательских объединений в экономике Японии со 2-й пол. 20 в. Представляет собой систему, в которой каждая компания владеет небольшой долей собственности во всех др. компаниях группы. К. – альянс фирм, когда ни одну из компаний нельзя считать вышестоящей; такая ситуация получила назв. этархии (hetarchy). Изобретение К. традиционно приписывают японцам, но на самом деле эта система – амер. изобретение и впервые была применена в 1910 У. Дюрантом в автомобильной пром-сти. Он создал «General Motors», скупая мелкие, но преуспевающие автомобильные производства (в частности, «Buick»), и объединил их в одну большую компанию. Неск. лет спустя Дюрант включил в корпорацию и ключевых поставщиков. В 1920 он приобрёл «Fisher Body» – самого крупного в стране производителя корпусов автомобилей. В результате этих приобретений «General Motors» стала самостоятельно производить 70% всех комплектующих, превратившись в крупнейшее на тот момент производств. объединение. Принцип организации этого произ-ва, представлявший собой прототип К., обеспечил на тридцать с лишним лет «General Motors» 30%-ное преимущество перед конкурентами, включая «Ford» и «Chrysler».
Формирование К. стало следствием корпоративной реорганизации япон. бизнеса, обусловленной принятым в 1947 антимонопольным законодательством и структурными сдвигами в период последующего быстрого экономич. роста. Роспуск дзайбацу ставил целью вывести япон. экономику из-под контроля старых семейных кланов; однако изъятый у них акционерный капитал стал концентрироваться в руках юридич. лиц, практиковавших «перекрёстное» владение пакетами акций под контролем высшего менеджмента. В результате сложилась система многоуровневых интеграций с восстановлением «большой шестёрки» в виде новых финансово-пром. групп – сюданов, или «горизонтальных» К., с головными банками как осн. кредиторами аффилированных (от франц. affilier – принимать в члены, присоединять) компаний и опосредованием большинства межфирменных сделок универсальными торговыми фирмами. Заново консолидировались «Sumitomo» (к 1951), «Mitsubishi» (к 1954) и «Mitsui» (к 1961), к ним присоединились «Fuyo» (1966), «Sanwa» (1967) и «Dai-ichi Kangin» (1978). Взаимное владение пакетами акций, недостаточными для контроля одним членом группы других, предопределило зависимость каждой входящей в группу пром. компании от всех остальных участников, что позволяло проводить внутри группы единую политику, скоординированную клубом высших менеджеров. К. другого типа – «вертикальные» – складывались в к.-л. одной или смежных отраслях вокруг ведущих компаний («Toyota Motor» и «Nissan Motor» в автомобилестроении, «Nippon Steel» в чёрной металлургии, «Matsushita Denki», «Toshiba», «Hitachi» в электротехнике и электронике), выстраивавших организационную пирамиду привлечением предприятий-субподрядчиков разных уровней. На основе широкого развития субподрядных отношений К. включали в себя не только дочерние и партнёрские фирмы, но и многочисл. мелкие предприятия, в капитале которых могло вообще не быть акций, принадлежащих материнской компании. Напр., в группе «Toyota Jidosha» число фирм-субподрядчиков 1-го уровня в сер. 1980-х гг. составило 170, 2-го уровня – ок. 5,5 тыс. и 3-го уровня – ок. 42 тыс.; большинство их было вовлечено в канбан систему. Стратегия «обеспечения постоянства акционеров», мобилизация капитала на коллективной основе посредством банка группы при независимости от внешних инвесторов, долгосрочная ориентация на инвестиции в пром-сть и организация субподрядных работ обеспечили япон. фирмам в 1960–80-е гг. высокую конкурентоспособность на мировых рынках. В таких восходящих отраслях нац. экономики, как автомобилестроение, вертикальное группирование фирм в К. блокировало проникновение иностр. капитала, что вызывало недовольство зап. стран К. как «нетарифными барьерами». Дополнит. конкурентные преимущества «вертикальным» К. обеспечил «вынос» сборочных производств за пределы материнских компаний: углубление функциональной специализации с перепоручением предприятиям-субподрядчикам до 70% изготовления деталей и узлов; дешёвая рабочая сила на предприятиях-субподрядчиках; упрощение решения мн. вопросов, связанных с качеством продукции; предотвращение разбухания организац. структуры материнской компании; разделение бремени риска и повышение адаптивности к колебаниям конъюнктуры. В 1980–90-е гг. процессы диверсификации и интернационализации хозяйств. деятельности крупных компаний привели к некоторому «размыванию» структур К. (сокращение базы субподрядных работ в Японии в связи с переносом значит. части обрабатывающей пром-сти за границу; либерализация междунар. рынков капиталов), вплоть до фактич. развала в отд. случаях (слияние «Nissan» с «Reno»). «Toyоta Jidosha» в этой ситуации, привлекая возможно большее число субподрядчиков к заграничной деятельности ведущей фирмы, стала примером проведения новой стратегии укрепления вертикали К. в условиях глобализации.