Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕЙРЕ́ЦУ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 512

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Д. Гловели

КЕЙРЕ́ЦУ (кэй­рэ­цу), гос­под­ствую­щая фор­ма пред­при­ни­ма­тель­ских объ­е­ди­не­ний в эко­но­ми­ке Япо­нии со 2-й пол. 20 в. Пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му, в ко­то­рой ка­ж­дая ком­па­ния вла­де­ет не­боль­шой до­лей соб­ст­вен­но­сти во всех др. ком­па­ни­ях груп­пы. К. – аль­янс фирм, ко­гда ни од­ну из ком­па­ний нель­зя счи­тать вы­ше­стоя­щей; та­кая си­туа­ция по­лу­чи­ла назв. этар­хии (hetarchy). Изо­бре­те­ние К. тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ют япон­цам, но на са­мом де­ле эта сис­те­ма – амер. изо­бре­те­ние и впер­вые бы­ла при­ме­не­на в 1910 У. Дю­ран­том в ав­то­мо­биль­ной пром-сти. Он соз­дал «General Motors», ску­пая мел­кие, но пре­ус­пе­ваю­щие ав­то­мо­биль­ные про­из­вод­ст­ва (в ча­ст­но­сти, «Buick»), и объ­е­ди­нил их в од­ну боль­шую ком­па­нию. Неск. лет спус­тя Дю­рант вклю­чил в кор­по­ра­цию и клю­че­вых по­став­щи­ков. В 1920 он при­об­рёл «Fisher Body» – са­мо­го круп­но­го в стра­не про­из­во­ди­те­ля кор­пу­сов ав­то­мо­би­лей. В ре­зуль­та­те этих при­об­ре­те­ний «General Motors» ста­ла са­мо­стоя­тель­но про­из­во­дить 70% всех ком­плек­тую­щих, пре­вра­тив­шись в круп­ней­шее на тот мо­мент про­из­водств. объ­е­ди­не­ние. Прин­цип ор­га­ни­за­ции это­го про­из-ва, пред­став­ляв­ший со­бой про­то­тип К., обес­пе­чил на три­дцать с лиш­ним лет «Ge­ne­ral Mo­tors» 30%-ное пре­иму­ще­ст­во пе­ред кон­ку­рен­та­ми, вклю­чая «Ford» и «Chrysler».

Фор­ми­ро­ва­ние К. ста­ло след­ст­ви­ем кор­по­ра­тив­ной ре­ор­га­ни­за­ции япон. биз­не­са, обу­слов­лен­ной при­ня­тым в 1947 ан­ти­мо­но­поль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом и струк­тур­ны­ми сдви­га­ми в пе­ри­од по­сле­дую­ще­го бы­ст­ро­го эко­но­мич. рос­та. Рос­пуск дзай­ба­цу ста­вил це­лью вы­вес­ти япон. эко­но­ми­ку из-под кон­тро­ля ста­рых се­мей­ных кла­нов; од­на­ко изъ­я­тый у них ак­цио­нер­ный ка­пи­тал стал кон­цен­три­ро­вать­ся в ру­ках юри­дич. лиц, прак­ти­ко­вав­ших «пе­ре­крё­ст­ное» вла­де­ние па­ке­та­ми ак­ций под кон­тро­лем выс­ше­го ме­недж­мен­та. В ре­зуль­та­те сло­жи­лась сис­те­ма мно­го­уров­не­вых ин­те­гра­ций с вос­ста­нов­ле­ни­ем «боль­шой шес­тёр­ки» в ви­де но­вых фи­нан­со­во-пром. групп – сю­да­нов, или «го­ри­зон­таль­ных» К., с го­лов­ны­ми бан­ка­ми как осн. кре­ди­то­ра­ми аф­фи­ли­ро­ван­ных (от франц. affilier – при­ни­мать в чле­ны, при­сое­ди­нять) ком­па­ний и опо­сре­до­ва­ни­ем боль­шин­ст­ва меж­фир­мен­ных сде­лок уни­вер­саль­ны­ми тор­го­вы­ми фир­ма­ми. За­но­во кон­со­ли­ди­ро­ва­лись «Sumitomo» (к 1951), «Mit­su­bishi» (к 1954) и «Mitsui» (к 1961), к ним при­сое­ди­ни­лись «Fuyo» (1966), «San­wa» (1967) и «Dai-ichi Kangin» (1978). Вза­им­ное вла­де­ние па­ке­та­ми ак­ций, не­дос­та­точ­ны­ми для кон­тро­ля од­ним чле­ном груп­пы дру­гих, пре­до­пре­де­ли­ло за­ви­си­мость ка­ж­дой вхо­дя­щей в груп­пу пром. ком­па­нии от всех ос­таль­ных уча­ст­ни­ков, что по­зво­ля­ло про­во­дить внут­ри груп­пы еди­ную по­ли­ти­ку, ско­ор­ди­ни­ро­ван­ную клу­бом выс­ших ме­нед­же­ров. К. дру­го­го ти­па – «вер­ти­каль­ные» – скла­ды­ва­лись в к.-л. од­ной или смеж­ных от­рас­лях во­круг ве­ду­щих ком­па­ний («Toyota Motor» и «Nissan Mo­tor» в ав­то­мо­би­ле­строе­нии, «Nippon Steel» в чёр­ной ме­тал­лур­гии, «Matsushita Den­ki», «Toshiba», «Hitachi» в элек­тро­тех­ни­ке и элек­тро­ни­ке), вы­страи­вав­ших ор­га­ни­за­ци­он­ную пи­ра­ми­ду при­вле­че­ни­ем пред­при­ятий-суб­под­рядчиков раз­ных уров­ней. На ос­но­ве ши­ро­ко­го раз­ви­тия суб­под­ряд­ных от­но­ше­ний К. вклю­ча­ли в се­бя не толь­ко до­чер­ние и парт­нёр­ские фир­мы, но и мно­го­числ. мел­кие пред­при­ятия, в ка­пи­та­ле ко­то­рых мог­ло во­об­ще не быть ак­ций, при­над­ле­жа­щих ма­те­рин­ской ком­па­нии. Напр., в груп­пе «Toyota Jidosha» чис­ло фирм-суб­под­ряд­чи­ков 1-го уров­ня в сер. 1980-х гг. со­ста­ви­ло 170, 2-го уров­ня – ок. 5,5 тыс. и 3-го уров­ня – ок. 42 тыс.; боль­шин­ст­во их бы­ло во­вле­че­но в кан­бан сис­те­му. Стра­те­гия «обес­пе­че­ния по­сто­ян­ст­ва ак­цио­не­ров», мо­би­ли­за­ция ка­пи­та­ла на кол­лек­тив­ной ос­но­ве по­сред­ст­вом бан­ка груп­пы при не­за­ви­си­мо­сти от внеш­них ин­ве­сто­ров, дол­го­сроч­ная ори­ен­та­ция на ин­ве­сти­ции в пром-сть и ор­га­ни­за­ция суб­под­ряд­ных ра­бот обес­пе­чи­ли япон. фир­мам в 1960–80-е гг. вы­со­кую кон­ку­рен­то­спо­соб­ность на ми­ро­вых рын­ках. В та­ких вос­хо­дя­щих от­рас­лях нац. эко­но­ми­ки, как ав­то­мо­би­ле­строе­ние, вер­ти­каль­ное груп­пи­ро­ва­ние фирм в К. бло­ки­ро­ва­ло про­ник­но­ве­ние иностр. ка­пи­та­ла, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во зап. стран К. как «не­та­риф­ны­ми барь­е­ра­ми». До­пол­нит. кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ст­ва «вер­ти­каль­ным» К. обес­пе­чил «вы­нос» сбо­роч­ных про­из­водств за пре­де­лы ма­те­рин­ских ком­па­ний: уг­луб­ле­ние функ­цио­наль­ной спе­циа­ли­за­ции с пе­ре­по­ру­че­ни­ем пред­при­яти­ям-суб­под­ряд­чи­кам до 70% из­го­тов­ле­ния де­та­лей и уз­лов; де­шё­вая ра­бо­чая си­ла на пред­при­яти­ях-суб­под­ряд­чи­ках; уп­ро­ще­ние ре­ше­ния мн. во­про­сов, свя­зан­ных с ка­че­ст­вом про­дук­ции; пре­дот­вра­ще­ние раз­бу­ха­ния ор­га­ни­зац. струк­ту­ры ма­те­рин­ской ком­пании; раз­де­ле­ние бре­ме­ни рис­ка и по­вы­ше­ние адап­тив­но­сти к ко­ле­ба­ни­ям конъ­юнк­ту­ры. В 1980–90-е гг. про­цес­сы ди­вер­си­фи­ка­ции и ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции хо­зяйств. дея­тель­но­сти круп­ных ком­па­ний при­ве­ли к не­ко­то­ро­му «раз­мы­ва­нию» струк­тур К. (со­кра­ще­ние ба­зы суб­под­ряд­ных ра­бот в Япо­нии в свя­зи с пе­ре­но­сом зна­чит. час­ти об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти за гра­ни­цу; ли­бе­ра­ли­за­ция ме­ж­ду­нар. рын­ков ка­пи­та­лов), вплоть до фак­тич. раз­ва­ла в отд. слу­ча­ях (слия­ние «Nissan» с «Reno»). «Toyоta Jido­sha» в этой си­туа­ции, при­вле­кая воз­мож­но боль­шее чис­ло суб­под­ряд­чи­ков к за­гра­нич­ной дея­тель­но­сти ве­ду­щей фир­мы, ста­ла при­ме­ром про­ве­де­ния но­вой стра­те­гии ук­ре­п­ле­ния вер­ти­ка­ли К. в ус­ло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции.

Лит.: Оку­му­ра Х. Кор­по­ра­тив­ный ка­пи­та­лизм в Япо­нии. М., 1986; Johnson H. J. The ban­king keiretsu. Chi., 1993; Ле­бе­де­ва И. П. Япон­ские кор­по­ра­ции: стра­те­гия раз­ви­тия. М., 1995; Куз­не­цо­ва Н. В. Фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ные груп­пы япон­ско­го ти­па // Ме­недж­мент в Рос­сии и за ру­бе­жом. 2004. № 1.

Вернуться к началу