Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ЧЕСТВА КРУЖКИ́

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 396

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Д. Гловели

КА́ЧЕСТВА КРУЖКИ́ (груп­пы ка­че­ст­ва, круж­ки кон­тро­ля ка­че­ст­ва), ор­га­ни­за­ци­он­ная фор­ма кон­тро­ля ка­че­ст­ва про­дук­ции на про­мыш­лен­ных пред­при­яти­ях. Воз­ник­ла в Япо­нии в 1950-е гг. как ре­ак­ция на не­об­хо­ди­мость струк­тур­ных сдви­гов к мас­со­во­му нау­ко­ём­ко­му про­из­вод­ст­ву и на бы­ст­рый рост об­ра­зо­ват. уров­ня ра­бо­чей си­лы. В от­ли­чие от амер. и ев­роп. опы­та дос­ти­же­ния «ну­ле­вых де­фек­тов» по­сред­ст­вом ин­спек­ти­ро­ва­ния и спец. мер ма­те­ри­аль­но­го и мо­раль­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния ин­ди­ви­ду­аль­ных ис­пол­ни­те­лей («ра­бо­та с лич­ным клей­мом» и др.), япон. ме­недж­мент ка­че­ст­ва был сфо­ку­си­ро­ван бо­лее на пре­дот­вра­ще­нии де­фек­тов, чем на их ис­прав­ле­нии, и на уве­ли­че­нии про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да пу­тём ин­те­гра­ции цен­но­ст­ных ус­та­но­вок ра­бо­чих и це­хо­вых мас­те­ров. Под воз­дей­ст­ви­ем идей У. Де­мин­га (ста­ти­стич. кон­троль ка­че­ст­ва) и нац. тра­ди­ций в управ­ле­нии пер­со­на­лом («груп­пизм») ру­ко­во­ди­те­ли япон. фирм стре­ми­лись под­клю­чить к про­цес­су то­таль­но­го кон­тро­ля ка­че­ст­ва управ­ляю­щих ни­зо­во­го уров­ня и ра­бо­чих, как не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ных с разл. тех­но­ло­гич. про­цес­са­ми и об­ла­даю­щих дос­ко­наль­ной ин­фор­ма­ци­ей, не­об­хо­ди­мой ру­ко­во­ди­те­лям выс­ше­го зве­на для при­ня­тия ре­ше­ний. К. к. ста­ли раз­ви­вать­ся как не­боль­шие (в сред­нем по 6–10 чел.) груп­пы ра­бот­ни­ков од­но­го уров­ня ие­рар­хии, вы­пол­няю­щих сход­ные опе­ра­ции. В ос­но­ву дея­тель­но­сти К. к. лег­ли прин­ци­пы: доб­ро­воль­ность; не­пре­рыв­ность функ­цио­ни­ро­ва­ния; сво­бод­ный вы­бор об­лас­ти на­ме­чае­мых усо­вер­шен­ст­во­ва­ний; чёт­кая ори­ен­та­ция на кон­крет­ную про­бле­му и про­дви­же­ние её ре­ше­ния «сни­зу вверх»; го­тов­ность учить­ся и со­труд­ни­чать с чле­на­ми др. круж­ков для во­вле­че­ния все­го пер­со­на­ла пред­при­ятия в управ­ле­ние ка­че­ст­вом. Со­би­ра­ясь на час при­мер­но 1 раз в не­де­лю (ча­ще не в ра­бо­чее вре­мя), К. к. ста­ли ре­шать в год по 3–4 про­бле­мы, свя­зан­ные с обес­пе­че­ни­ем без­де­фект­но­сти про­дук­ции, сни­же­ни­ем се­бе­стои­мо­сти, безо­пас­но­стью тру­да, со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем ра­бо­ты обо­ру­до­ва­ния. Ка­ж­дая груп­па вы­дви­га­ла сво­его ли­де­ра (обыч­но мас­те­ра) для оп­ти­ми­за­ции взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду ра­бот­ни­ка­ми це­хов и ру­ко­во­ди­те­ля­ми; ру­ко­во­ди­те­ли ока­зы­ва­ли фор­маль­ную под­держ­ку ли­де­рам в фор­ме обу­че­ния управ­ле­нию дис­кус­сия­ми, ве­де­нию за­пи­сей и т. д. Дви­же­ние за пре­вра­ще­ние К. к. в об­ще­на­цио­наль­ное дви­же­ние с ре­гу­ляр­ны­ми съез­да­ми, ор­га­низа­ци­ей се­ми­на­ров и кур­сов, ак­тив­ной про­па­ган­дой в пе­ча­ти и на ви­део­кас­се­тах воз­гла­вил К. Иси­ка­ва (1915–90) – пред. Хи­мич. об-ва Япо­нии и ини­циа­тор соз­да­ния ж. «Мас­тер и кон­троль ка­че­ст­ва» (1962), позд­нее пред. япон. от­де­ле­ния Ме­ж­ду­нар. орг-ции по стан­дар­ти­за­ции. Для К. к. был ва­жен на­бор ме­то­дик, ис­поль­зуе­мых для об­рат­ной свя­зи; осо­бое зна­че­ние по­лу­чил гра­фич. ин­стру­мен­та­рий, раз­ра­бо­тан­ный Иси­ка­вой, – т. н. диа­грам­ма «рыбь­е­го ске­ле­та», или кар­ка­са для ана­ли­за 4 «М» [ма­те­риа­лы, ма­ши­ны, мас­те­ра, ра­бо­чая си­ла (англ. manpower)], обес­пе­чи­вав­шая все­сто­рон­нее ви­де­ние про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния ка­че­ст­ва и внеш­них ус­ло­вий его осу­ще­ст­в­ле­ния. К сер. 1980-х гг. чис­ло К. к. в Япо­нии пре­вы­си­ло 1 млн.; бы­ло под­счи­та­но, что эко­но­мич. эф­фект от их дея­тель­но­сти в 15 раз пре­вы­ша­ет за­тра­ты на обу­че­ние. Опыт К. к. (с раз­ной сте­пе­нью эф­фек­тив­но­сти) по­лу­чил рас­про­стра­не­ние бо­лее чем в 50 стра­нах ми­ра. Наи­бо­лее ощу­ти­мые ре­зуль­та­ты да­ли К. к. в ав­то­мо­бильной пром-сти Япо­нии; «Toyota Motor» на­ча­ла прак­ти­ко­вать К. к. од­но­вре­мен­но с вне­дре­ни­ем кан­бан-сис­те­мы и фор­ми­ро­вать но­вую мо­дель ме­недж­мен­та («той­о­тизм»), ос­но­ван­ную на са­мо­реа­ли­за­ции пер­со­на­ла в хо­де по­вы­ше­ния сво­ей ква­ли­фи­ка­ции и по­сто­ян­но вно­си­мых улуч­ше­ний; в 2004 в транс­на­цио­наль­ных рам­ках под­раз­де­ле­ний «To­yota Motor» стар­то­ва­ла дея­тель­ность «гло­баль­ных круж­ков ка­че­ст­ва».

Лит.: Иси­ка­ва К. Япон­ские ме­то­ды управ­ле­ния ка­че­ст­вом. М., 1988; Круж­ки ка­че­ст­ва на япон­ских пред­при­яти­ях. М., 1990.

Вернуться к началу