КА́ЧЕСТВА КРУЖКИ́
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ЧЕСТВА КРУЖКИ́ (группы качества, кружки контроля качества), организационная форма контроля качества продукции на промышленных предприятиях. Возникла в Японии в 1950-е гг. как реакция на необходимость структурных сдвигов к массовому наукоёмкому производству и на быстрый рост образоват. уровня рабочей силы. В отличие от амер. и европ. опыта достижения «нулевых дефектов» посредством инспектирования и спец. мер материального и морального стимулирования индивидуальных исполнителей («работа с личным клеймом» и др.), япон. менеджмент качества был сфокусирован более на предотвращении дефектов, чем на их исправлении, и на увеличении производительности труда путём интеграции ценностных установок рабочих и цеховых мастеров. Под воздействием идей У. Деминга (статистич. контроль качества) и нац. традиций в управлении персоналом («группизм») руководители япон. фирм стремились подключить к процессу тотального контроля качества управляющих низового уровня и рабочих, как непосредственно связанных с разл. технологич. процессами и обладающих доскональной информацией, необходимой руководителям высшего звена для принятия решений. К. к. стали развиваться как небольшие (в среднем по 6–10 чел.) группы работников одного уровня иерархии, выполняющих сходные операции. В основу деятельности К. к. легли принципы: добровольность; непрерывность функционирования; свободный выбор области намечаемых усовершенствований; чёткая ориентация на конкретную проблему и продвижение её решения «снизу вверх»; готовность учиться и сотрудничать с членами др. кружков для вовлечения всего персонала предприятия в управление качеством. Собираясь на час примерно 1 раз в неделю (чаще не в рабочее время), К. к. стали решать в год по 3–4 проблемы, связанные с обеспечением бездефектности продукции, снижением себестоимости, безопасностью труда, совершенствованием работы оборудования. Каждая группа выдвигала своего лидера (обычно мастера) для оптимизации взаимодействия между работниками цехов и руководителями; руководители оказывали формальную поддержку лидерам в форме обучения управлению дискуссиями, ведению записей и т. д. Движение за превращение К. к. в общенациональное движение с регулярными съездами, организацией семинаров и курсов, активной пропагандой в печати и на видеокассетах возглавил К. Исикава (1915–90) – пред. Химич. об-ва Японии и инициатор создания ж. «Мастер и контроль качества» (1962), позднее пред. япон. отделения Междунар. орг-ции по стандартизации. Для К. к. был важен набор методик, используемых для обратной связи; особое значение получил графич. инструментарий, разработанный Исикавой, – т. н. диаграмма «рыбьего скелета», или каркаса для анализа 4 «М» [материалы, машины, мастера, рабочая сила (англ. manpower)], обеспечивавшая всестороннее видение процесса формирования качества и внешних условий его осуществления. К сер. 1980-х гг. число К. к. в Японии превысило 1 млн.; было подсчитано, что экономич. эффект от их деятельности в 15 раз превышает затраты на обучение. Опыт К. к. (с разной степенью эффективности) получил распространение более чем в 50 странах мира. Наиболее ощутимые результаты дали К. к. в автомобильной пром-сти Японии; «Toyota Motor» начала практиковать К. к. одновременно с внедрением канбан-системы и формировать новую модель менеджмента («тойотизм»), основанную на самореализации персонала в ходе повышения своей квалификации и постоянно вносимых улучшений; в 2004 в транснациональных рамках подразделений «Toyota Motor» стартовала деятельность «глобальных кружков качества».