Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КА́ТЕРПИЛЛЕР»

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 338

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Урюпин

«КА́ТЕРПИЛЛЕР» («Caterpillar Inc.»), транс­на­цио­наль­ная кор­по­ра­ция, вы­пус­каю­щая стро­ит. тех­ни­ку, гор­но-шахт­ное обо­ру­до­ва­ние, ди­зель­ные дви­га­те­ли и га­зо­вые тур­би­ны. Штаб-квар­ти­ра – в г. Пе­о­рия (штат Ил­ли­нойс, США).

«К.» об­ра­зо­ва­на в 1925 под назв. «The Caterpillar Tractor Company» пу­тём слия­ния двух ком­па­ний – «The Holt Manufacturing Company» и «Best Tractor Co.». В назв. ка­ж­дой из них – име­на ин­же­не­ров, дос­тиг­ших зна­чи­тель­ных для сво­его вре­ме­ни ре­зуль­та­тов в раз­ра­бот­ке ма­шин для с. х-ва. На­чи­ная с по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия 19 в. Б. Холт и Д. Бест не­за­ви­си­мо друг от дру­га мно­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли с па­ро­вы­ми ма­ши­на­ми, пред­на­зна­чен­ны­ми для с.-х. ис­поль­зо­ва­ния. Пер­вые та­кие ма­ши­ны при­ме­ня­лись на по­лях в шта­те Ка­ли­фор­ния. Они бы­ли гро­мозд­ки и име­ли мно­го изъ­я­нов, глав­ным из ко­то­рых бы­ла ог­ра­ни­чен­ная воз­мож­ность их ис­поль­зо­ва­ния в дожд­ли­вую по­го­ду. Ре­во­люц. нов­ше­ст­вом для всей от­рас­ли ста­ло обо­ру­до­ва­ние ма­шин гу­се­нич­ным хо­дом, ко­то­рое пред­ло­жил и прак­ти­че­ски реа­ли­зо­вал в 1904 Холт. Это удач­ное инж. ре­ше­ние ока­за­ло дол­го­сроч­ное влия­ние на раз­ви­тие не толь­ко с.-х. тех­ни­ки (по­яви­лось но­вое на­прав­ле­ние – трак­то­ро­строе­ние), но и позд­нее – во­ен­ной тех­ни­ки (тан­ки, бро­не­ма­ши­ны на гу­се­нич­ном хо­ду и ны­не со­став­ля­ют ос­но­ву удар­ных груп­пи­ро­вок су­хо­пут­ных войск). Бест – об­ла­да­тель 41 па­тен­та, свя­зан­но­го с ра­цио­на­ли­за­ци­ей разл. ме­ха­низ­мов – от сти­раль­ных ма­шин до зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов. Его пер­вые ком­мерч. ус­пе­хи бы­ли свя­за­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем па­ро­вых ма­шин в ле­со­за­го­то­ви­тель­ной дея­тель­но­сти. Впо­след­ст­вии он скон­цен­три­ро­вал­ся на раз­ра­бот­ке га­зо­вых дви­га­те­лей для с.-х. ма­шин.

Ком­па­ния «К.» с мо­мен­та по­яв­ле­ния на рын­ке и по­ны­не ос­та­ёт­ся ли­де­ром в сво­ей от­рас­ли, по­сто­ян­но пред­ла­гая но­вей­шие раз­ра­бот­ки и тех­но­ло­гии. Так, в 1931 с кон­вей­е­ра ком­па­нии со­шёл пер­вый ди­зель­ный гу­се­нич­ный трак­тор. С 1940 ком­па­ния на­ча­ла ак­тив­но ос­ваи­вать ры­нок до­рож­но-стро­ит. тех­ни­ки. С 1942 ос­вое­но про­из-во тех­ни­ки для нужд амер. во­ен. ве­дом­ст­ва.

По­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны ком­па­ния «К.» на­ча­ла ме­ж­ду­нар. экс­пан­сию. В 1950 уч­ре­ж­де­на пер­вая за­ру­беж­ная до­чер­няя фир­ма в Ве­ли­ко­бри­та­нии. В 1963 в Япо­нии «К.» и «Mitsu­bishi Heavy Industries» соз­да­ли со­вме­ст­ное пред­при­ятие по про­из-ву стро­ит. тех­ни­ки и гор­но-шахт­но­го обо­ру­до­ва­ния. Важ­ное ме­сто в борь­бе за ме­ж­ду­нар. рын­ки ком­па­ния уде­ля­ла фи­нан­со­вым ус­лу­гам, ко­то­рые пре­дос­тав­ля­лись по­ку­па­те­лям и кли­ен­там, с 1983 ли­зин­го­вое под­раз­де­ле­ние ком­па­нии «Caterpillar Leasing Company» бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в бо­лее уни­вер­саль­ную фи­нан­со­вую струк­ту­ру – «Ca­terpillar Fi­nancial Services Cor­po­ration».

В 1986 из­ме­не­но назв. ком­па­нии с «The Caterpillar Tractor Company» на ны­не дей­ст­вую­щее вслед­ст­вие ди­вер­си­фи­ка­ции вы­пус­кае­мой про­дук­ции. Ны­не «К.» про­из­во­дит бо­лее 300 на­име­но­ва­ний про­дук­ции, что в два раза боль­ше, чем в 1985, и яв­ля­ет­ся од­ним из ли­де­ров сре­ди про­из­во­ди­те­лей ди­зель­ных дви­га­те­лей разл. на­зна­че­ния.

Об­щее чис­ло за­ня­тых в «К.» со­ста­ви­ло бо­лее 101 тыс. чел., а ры­ноч­ная стои­мость ком­па­нии – ок. 47 млрд. долл. (на нач. 2008). Ак­ции «К.» ко­ти­ру­ют­ся на Нью-Йорк­ской фон­до­вой бир­же. С 1991 они вхо­дят в со­став пром. ин­дек­са Доу – Джон­са.

Вернуться к началу