КАПИТАЛИЗА́ЦИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАПИТАЛИЗА́ЦИЯ, оценка стоимости компании на основе рыночной стоимости её акций (рыночная К. компании); полная цена, которую необходимо заплатить в случае покупки этой компании. Рассчитывается как произведение сложившейся на фондовой бирже цены одной акции на суммарное число эмитированных компанией акций. Для анализа оценки компании выделяют эффективную рыночную К. – произведение рыночной цены акции на число акций компании, находящихся в свободном обращении, т. е. без учёта акций, собственником которых являются стратегические акционеры.
Рыночная К. компании (данные о рыночной К. ведущих рос. компаний представлены в табл. 1) складывается под воздействием фундаментальных, биржевых и технических факторов.
Таблица 1. Рыночная капитализация крупнейших компаний РФ, млрд. долл. США
Компания | 2000 | Компания | 2007 |
---|---|---|---|
«Сургутнефтегаз» | 13,8 | «Газпром» | 244,4 |
ЛУКОЙЛ | 11,9 | «Роснефть» | 87,1 |
«Газпром» | 7,5 | Сбербанк России | 81,3 |
РАО «ЕЭС России» | 6,9 | ЛУКОЙЛ | 63,0 |
ЮКОС | 3,7 | РАО «ЕЭС России» | 52,1 |
«Мобильные ТелеСистемы» | 2,8 | «Сургутнефтегаз» | 44,3 |
РАО «Норильский никель» | 1,8 | «ГМК "Норильский никель"» | 42,1 |
«Ростелеком» | 1,6 | ВТБ | 31,4 |
«Сибнефть» | 1,6 | «Мобильные ТелеСистемы» | 21,5 |
«Татнефть» | 1,4 | «Новолипецкий металлургический комбинат» | 18,8 |
К фундаментальным факторам относятся: текущее состояние компании (рентабельность, финансовая устойчивость, ликвидность и др.); средне- и долгосрочные перспективы развития компании; макроэкономич. тенденции.
Биржевыми факторами являются уровень информационной прозрачности компании для инвесторов и её вовлечённость в процессы слияний и поглощений.
Техническими факторами считаются факторы, связанные с использованием инструментов и методов технич. анализа при принятии решений о покупке/продаже ценных бумаг на бирже. К наиболее распространённым методам технич. анализа относятся графические методы (выделение фигур при анализе ценовых графиков: фигуры разворота тренда, фигуры продолжения тренда и т. д.), аналитические методы (методы фильтрации или математич. аппроксимации временных рядов и т. д.).
Теоретическая К. компании (др. названия – справедливая стоимость, фундаментальная стоимость, внутренняя стоимость) определяется как цена, за которую рассматриваемая компания может быть куплена хорошо осведомлённым, готовым купить покупателем и продана хорошо осведомлённым, готовым продать продавцом. Для расчёта теоретической К. используются следующие методы: затратный, доходный и сравнительный.
Затратный метод предполагает оценку компании как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. С этой целью сначала оцениваются и суммируются все активы компании (здания, машины, оборудование, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, нематериальные активы, включая деловую репутацию, и т. д.), из полученной суммы вычитают текущую стоимость обязательств компании. Итоговая величина показывает стоимость (К.) компании.
Доходный метод представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на расчёте ожидаемых от объекта доходов. С позиции доходного метода компания рассматривается как бизнес, который может приносить доход. Оценка К. компании в этом случае заключается в определении текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате функционирования компании и её возможной дальнейшей продажи. В рамках доходного метода используют метод дисконтированных будущих денежных потоков и метод дисконтированных дивидендов.
Сравнительный метод заключается в сопоставлении оцениваемой компании с аналогичными объектами, в отношении которых информация о ценах сделок уже имеется. Применение сравнительного метода предполагает наличие доступной разносторонней финансовой информации не только об оцениваемой компании, но и о множестве похожих компаний, отобранных инвестором или аналитиком в качестве аналогов.
К. в аудите, бухгалтерской и учётной деятельности представляет собой учёт капитальных и некоторых др. затрат в составе долгосрочных активов. К. расходов по кредиту (займу) – включение затрат по обслуживанию кредитов в стоимость основных средств, приобретённых с помощью данных заёмных средств. Особенность К. затрат в том, что затраты амортизируются в течение нескольких отчётных периодов, в отличие от др. расходов, которые учитываются в том периоде, когда они фактически имели место. Кроме того, К. называют учёт арендованного (взятого в лизинг) имущества: собственных средств – в активе баланса, заёмных средств – в пассиве баланса.
К. отрасли или нац. экономики рассчитывается путём суммирования К. отдельных компаний (табл. 2). В случае, когда одна компания владеет долей в другой компании и акции обеих компаний котируются на фондовой бирже, при расчёте рыночной К. возникает «двойной счёт».
Таблица 2. Структура капитализации российской экономики в отраслевом разрезе
31.12.2002 | 31.12.2006 | |||
---|---|---|---|---|
млрд. долл. | % | млрд. долл. | % | |
Нефть и газ | 79,4 | 73,1 | 560,4 | 58,3 |
Электроэнергетика | 8,8 | 8,1 | 110,6 | 11,5 |
Цветная металлургия | 5,2 | 4,8 | 43,2 | 4,5 |
Телекоммуникации | 4,3 | 4,0 | 54,7 | 5,7 |
Финансы | 3,8 | 3,5 | 88,5 | 9,2 |
Пищевая промышленность | 2,4 | 2,2 | 12,5 | 1,3 |
Чёрная металлургия | 1,7 | 1,6 | 51,1 | 5,3 |
Машиностроение | 1,3 | 1,1 | 10,3 | 1,1 |
Торговля | 0,7 | 0,6 | 5,7 | 0,6 |
Транспорт | 0,5 | 0,5 | 7,2 | 0,7 |
Химия и нефтехимия | 0,4 | 0,4 | 13,1 | 1,4 |
Прочие | 0,1 | 0,1 | 4,1 | 0,4 |
Капитализация рынка | 108,6 | 961,4 |
К. резервов, трансформация резервов компании в капитал путём выпуска новых акций, распределяемых среди существующих акционеров бесплатно, осуществляется посредством капитализационной эмиссии – выпуска ценных бумаг, стоимость которых эквивалентна сумме резервов компании.
В финансовой сфере применительно к отд. видам активов и обязательств используется термин «К. процентов» (др. назв. – «расчёт по методу сложных процентов»). Напр., в банковской деятельности К. процентов по вкладу имеет место тогда, когда по окончании расчётного периода начисленные проценты увеличивают сумму вклада, с которой начисляются проценты.
Рекапитализация означает изменение структуры капитала компании (напр., изменение соотношения между акционерным и долговым капиталом в результате выпуска новых акций, обмена акций на облигации).