«ДЖЕ́НЕРАЛ МО́ТОРС»
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ДЖЕ́НЕРАЛ МО́ТОРС», «Дженерал моторс корпорейшен» («General Motors Corporation»), транснациональная компания, лидер мирового автомобилестроения. Выпускает легковые и грузовые автомобили марок «Бьюик», «Шевроле», «Кадиллак», «Джи-Эм-Си», «Джи-Эм Деу», «Холден», «Хаммер», «Опель», «Сааб», «Сатурн», «Воксхолл», «Понтиак», имеет страховые и финансовые отделения. Штаб-квартира – в г. Детройт (штат Мичиган, США).
Старейшим подразделением и брендом совр. «Д. м.» стала компания «Olds Motor Vehicle Company», учреждённая в 1897 Р. И. Олдсом. В 1899 произошло её слияние с «Olds Gasoline Engine Works», производящей моторы для автомобилей, в компанию «Olds Motor Works», акционерный капитал которой составил 500 тыс. долл. Такая концентрация средств позволила построить в Детройте первый в США специализир. завод по произ-ву автомобилей. В 1901 автомобиль с открытым кузовом под маркой «Олдсмобил» стал первым серийно выпускавшимся амер. автотранспортным средством. Др. легендарный амер. бренд – «Кадиллак» ведёт свою историю с 1902, когда в Детройте Г. Лиленд, производивший до этого детали для автомобилей, учредил «Cadillac Automobile Company». В 1905 компания выпустила одноцилиндровый автомобиль «Осеола», появление которого стало шагом к созданию автомобиля с полностью закрытым кузовом. В 1903 в Детройте Д. Бюик образовал компанию «Buick Motor Company», выпустившую в 1907 свой первый 4-цилиндровый автомобиль. В 1907 в г. Понтиак (штат Мичиган) Э. Мерфи учредил компанию «Oakland Motor Car Company», которая через десятилетия была преобразована в «Pontiac Motor».
В 1908 создана компания «General Motors Company», учреждённая на базе компании «Buick Motor Company». В том же году частью «General Motors Company» становится компания «Olds Motor Works». В 1909 «General Motors Company» приобрела половину, а вскоре и всю компанию «Oakland Motor Car Company», затем за 5,5 млн. долл. купила «Cadillac Automobile Company», а также расположенную в Понтиаке компанию «Rapid Motor Vehicle»; на базе последней было создано произ-во грузовых автомобилей. В 1911 компания учредила два подразделения: одно – по продаже грузовых автомобилей под назв. «General Motors Truck Сompany», которая позднее будет известна под маркой «GMC», другое – для продвижения на экспорт автомобилей за пределы сев.-амер. рынка. В 1911 в Детройте учреждена ещё одна автомобильная компания – «Chevrolet Motor Company». В 1918 она приобретается «General Motors Company» и становится её частью и брендом. В 1916 «General Motors Company» получила совр. название.
В 1923 в Копенгагене (Дания) создан первый зарубежный завод «Д. м.» по сборке автомобилей «Шевроле». Все последующие годы экспансия «Д. м.» шла нарастающими темпами и распространилась практически на все страны и континенты. В разные годы компания владела и развивала активы авиастроит. бизнеса и участвовала в разработке и произ-ве подвижного состава ж.-д. транспорта. В 1942 «Д. м.» приступила к произ-ву продукции воен. назначения. Воен. техника предназначалась как для армии США, так и для союзников по антигитлеровской коалиции. За годы 2-й мировой войны компания поставила вооружений и воен. продукции на сумму в 12,3 млрд. долл.
Компании принадлежит ряд нововведений: первый жёсткий верх кузова автомобиля (1949), «Шевроле-корветт» с первым пластмассовым несущим кузовом (1953), «Шевроле-корвейр» с задним расположением мотора с оппозитным двигателем воздушного охлаждения (1959), переднеприводной «Олдсмобил-торнадо» (1965). В 1985 «Д. м.» организовала новое автомобильное отделение «Saturn», использующее высокоавтоматизир. заводы для произ-ва компактных автомобилей.
В нач. 21 в. «Д. м.» ежегодно производит на своих предприятиях в 33 странах более 9 млн. легковых автомобилей и грузовиков. Контролирует 88% автомобильного рынка США, включая рынок малолитражных машин. Торговая сеть охватывает ок. 14 тыс. дилеров в США и Канаде и более 5 тыс. в др. странах.
Продукция«Д. м.» реализуется в 192 странах. Общее число работающих в компании 335 тыс. чел., её рыночная стоимость 20 млрд. долл. (на нач. 2007). Акции «Д. м.» котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже и впервые были включены в пром. индекс Доу – Джонса в марте 1915. Начиная с 1925 акции «Д. м.» – неизменный компонент этого гл. биржевого индекса США.