Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ДЖЕ́НЕРАЛ МО́ТОРС»

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 647

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Урюпин

«ДЖЕ́НЕРАЛ МО́ТОРС», «Дже­не­рал мо­торс кор­по­рейшен» («General Motors Corporation»), транс­на­цио­наль­ная ком­па­ния, ли­дер ми­ро­во­го ав­то­мо­би­ле­строе­ния. Вы­пус­ка­ет лег­ко­вые и гру­зо­вые ав­то­мо­би­ли ма­рок «Бьюик», «Шев­ро­ле», «Ка­дил­лак», «Джи-Эм-Си», «Джи-Эм Деу», «Хол­ден», «Хам­мер», «Опель», «Са­аб», «Са­турн», «Вокс­холл», «Пон­ти­ак», име­ет стра­хо­вые и фи­нан­со­вые от­де­ле­ния. Штаб-квар­ти­ра – в г. Дет­ройт (штат Ми­чи­ган, США).

Ста­рей­шим под­раз­де­ле­ни­ем и брен­дом совр. «Д. м.» ста­ла ком­па­ния «Olds Motor Vehicle Company», уч­ре­ж­дён­ная в 1897 Р. И. Олд­сом. В 1899 про­изош­ло её слия­ние с «Olds Gasoline Engine Works», про­из­во­дя­щей мо­то­ры для ав­то­мо­би­лей, в ком­па­нию «Olds Motor Works», ак­цио­нер­ный ка­пи­тал ко­то­рой со­ста­вил 500 тыс. долл. Та­кая кон­цен­тра­ция средств по­зво­ли­ла по­стро­ить в Дет­рой­те пер­вый в США спе­циа­ли­зир. за­вод по про­из-ву ав­то­мо­би­лей. В 1901 ав­то­мо­биль с от­кры­тым ку­зо­вом под мар­кой «Ол­дс­мо­бил» стал пер­вым се­рий­но вы­пус­кав­шим­ся амер. ав­то­транс­порт­ным сред­ст­вом. Др. ле­ген­дар­ный амер. бренд – «Ка­дил­лак» ве­дёт свою ис­то­рию с 1902, ко­гда в Дет­рой­те Г. Ли­ленд, про­из­во­див­ший до это­го де­та­ли для ав­то­мо­би­лей, уч­ре­дил «Cadillac Automobile Company». В 1905 ком­па­ния вы­пус­ти­ла од­но­ци­лин­д­ро­вый ав­то­мо­биль «Осе­о­ла», по­яв­ле­ние ко­то­ро­го ста­ло ша­гом к соз­да­нию ав­то­мо­би­ля с пол­но­стью за­кры­тым ку­зо­вом. В 1903 в Дет­рой­те Д. Бю­ик об­ра­зо­вал ком­па­нию «Buick Motor Company», вы­пу­стив­шую в 1907 свой пер­вый 4-ци­лин­дро­вый ав­то­мо­биль. В 1907 в г. Пон­ти­ак (штат Ми­чи­ган) Э. Мер­фи уч­ре­дил ком­па­нию «Oakland Motor Car Company», ко­то­рая че­рез де­ся­ти­ле­тия была пре­об­ра­зо­ва­на в «Pon­tiac Motor».

В 1908 соз­да­на ком­па­ния «General Motors Company», уч­ре­ж­дён­ная на ба­зе ком­па­нии «Buick Motor Company». В том же го­ду ча­стью «General Motors Company» ста­но­вит­ся ком­па­ния «Olds Motor Works». В 1909 «General Motors Company» при­об­ре­ла по­ло­ви­ну, а вско­ре и всю ком­па­нию «Oakland Motor Car Company», за­тем за 5,5 млн. долл. ку­пи­ла «Cadillac Automobile Company», а так­же рас­по­ло­жен­ную в Пон­ти­аке ком­па­нию «Rapid Motor Vehicle»; на ба­зе по­след­ней бы­ло соз­да­но про­из-во гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей. В 1911 ком­па­ния уч­ре­ди­ла два под­раз­де­ле­ния: од­но – по про­да­же гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей под назв. «General Motors Truck Сompany», ко­то­рая позд­нее бу­дет из­вест­на под мар­кой «GMC», дру­гое – для про­дви­же­ния на экс­порт ав­то­мо­би­лей за пре­де­лы сев.-амер. рын­ка. В 1911 в Дет­рой­те уч­ре­ж­де­на ещё од­на ав­то­мо­биль­ная ком­па­ния – «Chevrolet Motor Company». В 1918 она при­об­ре­та­ет­ся «General Motors Com­pa­ny» и ста­но­вит­ся её ча­стью и брен­дом. В 1916 «General Motors Company» по­лу­чи­ла совр. на­зва­ние.

В 1923 в Ко­пен­га­ге­не (Да­ния) соз­дан пер­вый за­ру­беж­ный за­вод «Д. м.» по сбор­ке ав­то­мо­би­лей «Шев­ро­ле». Все по­сле­дую­щие го­ды экс­пан­сия «Д. м.» шла на­рас­таю­щи­ми тем­па­ми и рас­про­стра­ни­лась прак­ти­че­ски на все стра­ны и кон­ти­нен­ты. В раз­ные го­ды ком­па­ния вла­де­ла и раз­ви­ва­ла ак­ти­вы авиа­стро­ит. биз­не­са и уча­ст­во­ва­ла в раз­ра­бот­ке и про­из-ве под­виж­но­го со­ста­ва ж.-д. транс­пор­та. В 1942 «Д. м.» при­сту­пи­ла к про­из-ву про­дук­ции во­ен. на­зна­че­ния. Во­ен. тех­ни­ка пред­на­зна­ча­лась как для ар­мии США, так и для со­юз­ни­ков по ан­ти­гит­ле­ров­ской коа­ли­ции. За го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны ком­па­ния по­ста­ви­ла воо­ру­же­ний и во­ен. про­дук­ции на сум­му в 12,3 млрд. долл.

Ком­па­нии при­над­ле­жит ряд но­во­вве­де­ний: пер­вый жё­ст­кий верх ку­зо­ва ав­то­мо­би­ля (1949), «Шев­ро­ле-кор­ветт» с пер­вым пла­ст­мас­со­вым не­су­щим ку­зо­вом (1953), «Шев­ро­ле-кор­вейр» с зад­ним рас­по­ло­же­ни­ем мо­то­ра с оп­по­зит­ным дви­га­те­лем воз­душ­но­го ох­ла­ж­де­ния (1959), пе­ред­не­при­вод­ной «Ол­дс­мо­бил-тор­на­до» (1965). В 1985 «Д. м.» ор­га­ни­зо­ва­ла но­вое ав­то­мо­биль­ное от­де­ле­ние «Saturn», ис­поль­зую­щее вы­со­коав­то­ма­ти­зир. за­во­ды для про­из-ва ком­пакт­ных ав­то­мо­би­лей.

В нач. 21 в. «Д. м.» еже­год­но про­из­во­дит на сво­их пред­прия­ти­ях в 33 стра­нах бо­лее 9 млн. лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей и гру­зо­ви­ков. Кон­тро­ли­ру­ет 88% ав­то­мо­биль­но­го рын­ка США, вклю­чая ры­нок ма­ло­лит­раж­ных ма­шин. Тор­го­вая сеть ох­ва­ты­ва­ет ок. 14 тыс. ди­ле­ров в США и Ка­на­де и бо­лее 5 тыс. в др. стра­нах.

Про­дук­ция«Д. м.» реа­ли­зу­ет­ся в 192 стра­нах. Об­щее чис­ло ра­бо­таю­щих в ком­па­нии 335 тыс. чел., её ры­ноч­ная стои­мость 20 млрд. долл. (на нач. 2007). Ак­ции «Д. м.» ко­ти­ру­ют­ся на Нью-Йорк­ской фон­до­вой бир­же и впер­вые бы­ли вклю­че­ны в пром. ин­декс Доу – Джон­са в мар­те 1915. На­чи­ная с 1925 ак­ции «Д. м.» – не­из­мен­ный ком­по­нент это­го гл. бир­же­во­го ин­дек­са США.

Вернуться к началу