Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВНЕ́ШНИЕ ЭФФЕ́КТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 467-468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Румянцева

ВНЕ́ШНИЕ ЭФФЕ́КТЫ в эко­но­ми­ке, воз­дей­ст­вие по­треб­ле­ния или про­из­вод­ст­ва к.-л. бла­га на по­треб­ле­ние или про­из­вод­ст­во дру­го­го бла­га. Дан­ное воз­дей­ст­вие мо­жет быть как по­зи­тив­ным, т. е. уве­ли­чи­вать по­лез­ность по­треб­ле­ния или до­ход­ность про­из-ва бла­га, так и не­га­тив­ным (от­ри­ца­тель­ным), т. е. уве­ли­чи­вать за­тра­ты, свя­зан­ные с треть­и­ми ли­ца­ми и не уч­тён­ные в це­не то­ва­ра, а так­же сни­жать по­лез­ность дан­но­го бла­га. Напр., пче­ло­вод мо­жет при­нес­ти поль­зу со­сед­ним рас­те­ние­водч. хо­зяй­ст­вам, ес­ли его пчё­лы по­пут­но опы­лят их рас­те­ния. При этом по­ка не раз­ра­бо­тан ме­ха­низм сти­му­ли­ро­ва­ния по­зи­тив­ных В. э., в т. ч. пу­тём оп­ла­ты по­лу­чае­мых до­пол­нит. вы­год. Ти­пич­ный при­мер не­га­тив­ных В. э. – за­гряз­не­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды, а так­же уве­ли­че­ние на­груз­ки на сло­жив­шую­ся транс­порт­ную и инж. ин­фра­струк­ту­ру пу­тём то­чеч­ной за­строй­ки жи­лых до­мов.

Под В. э. под­ра­зу­ме­ва­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ное (фи­зи­че­ское) воз­дей­ст­вие од­но­го про­цес­са на дру­гой. К В. э. не от­но­сит­ся воз­дей­ст­вие че­рез сис­те­му цен (напр., уве­ли­че­ние про­из-ва кир­пи­ча че­рез це­но­вую сис­те­му спо­соб­ст­ву­ет со­кра­ще­нию про­из-ва бе­то­на). При­чи­ной су­ще­ст­во­ва­ния В. э. яв­ля­ет­ся то об­стоя­тель­ст­во, что все лю­ди ис­поль­зу­ют од­ни и те же ре­сур­сы. Ка­ж­дый че­ло­век пре­сле­ду­ет свои це­ли, при этом его дей­ст­вия мо­гут иметь по­боч­ный ре­зуль­тат (не вхо­дя­щий в его це­ли), влияю­щий на со­стоя­ние др. лиц. Напр., ес­ли при строи­тель­ст­ве ме­тал­лур­гического за­во­да «сэко­но­мят» на уст­рой­ст­ве обо­рот­но­го во­до­снаб­же­ния, это удо­ро­жит про­дук­цию рас­по­ло­жен­но­го ни­же по те­че­нию ре­ки хи­мич. за­во­да, по­сколь­ку по­тре­бу­ет до­пол­нит. за­трат на во­до­очи­ст­ку (не­га­тив­ный ре­зуль­тат). Ре­монт до­рог для пром. ком­плек­са по­ло­жи­тель­но ска­жет­ся на до­хо­дах при­ле­гаю­щих к не­му с.-х. пред­при­ятий и фер­ме­ров.

По на­прав­ле­нию дей­ст­вия В. э. мо­гут быть раз­де­ле­ны на че­ты­ре груп­пы: 1) «про­из­вод­ст­во – про­из­вод­ст­во»; 2) «про­из­вод­ст­во – по­треб­ле­ние»; 3) «по­треб­ле­ние – про­из­вод­ст­во»; 4) «по­треб­ле­ние – по­треб­ле­ние».

В. э., яв­ля­ясь вне­ры­ноч­ны­ми фак­то­ра­ми (по­сколь­ку рын­ки т. н. кол­лек­тив­ных благ – чис­то­го воз­ду­ха, во­ды, ти­ши­ны, по­коя и т. д. от­сут­ст­ву­ют), рас­смат­ри­ва­ют­ся как фак­то­ры, на­ру­шаю­щие кон­ку­рент­ное рав­но­ве­сие эко­но­ми­ки и т. о. сни­жаю­щие её эф­фек­тив­ность. Глав­ный, но не един­ст­вен­ный ис­точ­ник та­кой не­со­стоя­тель­но­сти рын­ка – не­воз­мож­ность оп­ре­де­лить и реа­ли­зо­вать пра­ва соб­ст­вен­но­сти. В то же вре­мя один из ме­ха­низ­мов сни­же­ния воз­дей­ст­вия от­ри­цат. В. э. – оп­ла­та ли­цом, яв­ляю­щим­ся их ис­точ­ни­ком, тех за­трат, ко­то­рые эти эф­фек­ты по­ро­ж­да­ют. Оп­ла­та мо­жет про­из­во­дить­ся в ви­де спец. на­ло­гов, штра­фов, ком­пен­са­ций, суб­си­дий и др. фи­нан­со­вых ин­ст­ру­мен­тов. В ме­ж­ду­нар. прак­ти­ке раз­ра­бо­та­на ме­то­ди­ка про­ект­но­го ана­ли­за, ос­но­вы­ваю­щая­ся на кон­цеп­ции макс. цен­но­сти про­ек­та и по­зво­ляю­щая учесть как по­зи­тив­ные, так и не­га­тив­ные В. э. лю­бо­го ор­га­ни­за­ци­он­но­го или ин­ве­сти­ци­он­но­го про­ек­та.

Лит.: Шас­тит­ко А. Е. Внеш­ние эф­фек­ты и тран­сак­ци­он­ные из­держ­ки. М., 1997. С. 47; Ру­мян­це­ва Е. Е. Са­мо­учи­тель по раз­ра­бот­ке биз­нес-про­ек­тов. М., 2005. С. 154.

Вернуться к началу