БУХГА́ЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУХГА́ЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ, система показателей, характеризующая финансовые результаты деятельности предприятия и его финансовое положение. Б. о. возникает в результате ведения на предприятии бухгалтерского учёта. В условиях рыночных отношений в системе бухгалтерского учёта принято выделять управленч. и финансовый виды учёта. Управленч. учёт формирует бухгалтерскую управленч. отчётность (внутреннюю), а финансовый учёт – бухгалтерскую финансовую отчётность (внешнюю).
Система показателей управленч. отчётности предназначена для ограниченного круга внутр. пользователей и представляет для внешних пользователей коммерч. тайну; она информирует финансовых управляющих предприятия о себестоимости и структуре затрат предприятия по произ-ву, выпуску и реализации отд. видов готовой продукции, работ, услуг. Порядок составления, форма представления и структура системы показателей управленч. отчётности регламентируются нормативными документами самого предприятия в рамках существующего законодательства. На основании данной отчётности проводится анализ эффективности использования финансовых ресурсов, оценка организационно-технич. уровня развития, совершенствования ассортиментной политики предприятия и т. д. с целью принятия управленч. решений, направленных на улучшение финансового положения предприятия и его финансовых результатов. Управленч. отчётность – один из осн. инструментов финансового менеджера.
Финансовая отчётность – система показателей финансового положения предприятия, представленных в форме, удобной для анализа и принятия внутренними и внешними пользователями деловых решений. Внешние пользователи, непосредственно заинтересованные в результатах деятельности предприятия, – собственники, поставщики, покупатели, государство, служащие и пользователи; косвенно заинтересованные внешние пользователи – аудиторские и консалтинговые фирмы, биржи ценных бумаг, юристы, пресса и информац. агентства, профсоюзы. Финансовая Б. о. не только важный инструмент финансового менеджера (используется для оценки плановых заданий, сводки статистич. данных, расчёта налоговых отчислений, анализа финансового положения своего предприятия и предприятий-контрагентов, т. е. партнёров, конкурентов, поставщиков и покупателей), но и средство связи предприятия с финансовым рынком (позволяет оценить инвестиционную привлекательность предприятия).
Механизмами, обеспечивающими финансовой отчётности роль инструмента финансового менеджера и средства связи с финансовым рынком, являются стандарты финансового учёта и отчётности и аудиторская проверка.
Стандарты, определяющие правила ведения финансового учёта и составления финансовой отчётности, закреплены юридически соглашением разл. заинтересованных субъектов рыночной экономики и разработаны исходя из накопленного опыта, практич. необходимости, результатов науч. исследований, традиций и др. факторов. Порядок составления финансовой Б. о. и представления её пользователям определён нац. стандартами ведения финансового учёта. Нац. стандарты в России – совокупность законодательных и нормативных документов, утверждённых приказами Мин-ва финансов РФ. Одно из важнейших условий выхода предприятий на междунар. финансовые рынки и привлечения иностр. инвестиций – обеспечение соответствия правил ведения учёта и составления отчётности требованиям Междунар. стандартов финансовой отчётности (МСФО).
Аудиторская проверка позволяет контролировать процесс соблюдения установленных правил и выступает гарантом достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учёта и составлению финансовой отчётности (см. Аудит).
Бухгалтерской финансовой отчётностью считается годовая отчётность, в состав которой включаются формы: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках. В качестве приложений также составляются отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу.
Баланс характеризует средства предприятия по их составу (актив) и источникам образования (пассив). Статьи актива баланса размещаются по степени ликвидности (скорости превращения в денежные средства): либо в порядке возрастания ликвидности, либо в порядке её убывания. Актив баланса подразделяется на внеоборотные активы и оборотные активы. Пассивы предприятия – обязательства предприятия перед собственниками и внешние обязательства. В пассивах выделяются группы статей: «Собственный капитал», «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства».
Отчёт о прибылях и убытках представляет информацию, отражающую формирование чистой прибыли за отчётный период. Отчёт может иметь многоступенчатую или одноступенчатую форму. В первом случае расчёт результата основан на ряде промежуточных подсчётов прибыли, во втором случае отдельно группируются доходы и расходы предприятия, и их алгебраич. сумма отражается как прибыль или убыток за отчётный период. Независимо от формы составления отчёта о прибыли в нём обязательно отражаются следующие элементы: доходы, расходы, прочие прибыли и прочие убытки.
Отчёт об изменениях капитала предназначен для представления информации о состоянии и изменении состава и структуры собств. капитала предприятия: уставного, добавочного, резервного капиталов и нераспределённой прибыли (убытков) за предшествующий отчётному и отчётный годы. Содержится также информация об изменениях резервов, образованных в соответствии с законодательством и учредительными документами, оценочных резервов и резервов предстоящих расходов. Важный показатель этой формы отчёта – чистые активы.
Отчёт о движении денежных средств предназначен для анализа текущих потоков денежных средств, оценки будущих поступлений денежных средств, оценки способности предприятия погасить свою задолженность и выплатить дивиденды, анализа необходимости привлечения дополнит. финансовых ресурсов. В отчёте отражаются поступление, расходование и изменение денежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за определённый период. В каждом разделе отдельно приводятся данные о поступлении денежных средств и об их расходовании по каждой статье, на основании чего определяется общее изменение денежных средств за период. Затем рассчитывается остаток денежных средств на конец отчётного периода как алгебраич. сумма денежных средств на начало периода и изменений за период.
Приложение к бухгалтерскому балансу – форма отчётности, включающая дополнит. информацию о финансовых ресурсах предприятия в виде таблиц, характеризующих изменения, напр., в составе и структуре нематериальных активов, основных средств, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов по обычным видам деятельности (элементам затрат).
Отчёт о целевом использовании полученных средств представляет информацию о характере использования средств, выделенных предприятию для конкретных целей, о характере использования бюджетных средств.