АВИАЦИО́ННАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВИАЦИО́ННАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ, одна из наиболее наукоёмких отраслей, создающая авиац. технику (АТ) как конечную продукцию, включающую составные части, созданные в самой А. п. и др. отраслях (радиотехнической, электронной, металлургической, химической). Отрасль значительно стимулирует повышение научно-технич. уровня всей промышленности.
К АТ относятся: пилотируемые и беспилотные летат. аппараты (ЛА), двигатели, системы, агрегаты и приборы, средства, обеспечивающие применение, управление и технич. обслуживание ЛА, учебно-тренировочные средства, средства ремонта. Создание АТ включает в себя их разработку (НИОКР, в т. ч. испытания), серийное произ-во и научно-технич. сопровождение в процессе эксплуатации.
В нач. 20 в. появились первые специализир. мастерские, заводы и фирмы, строившие как отд. образцы ЛА, так и их малые серии. В годы 1-й мировой войны, благодаря использованию авиации в воен. целях, А. п. переживала период интенсивного развития и к 1920 уже представляла собой самостоят. отрасль, существенно нарастившую свой потенциал к 1940. В годы 2-й мировой войны темпы роста А. п. были ещё выше. В послевоенный период развитие А. п. претерпело качественный скачок, который заключался в переходе авиации на реактивные двигатели, что потребовало освоения отраслью новых материалов, разработки и внедрения новых технологий. В дальнейшем А. п. развивалась по пути как наращивания темпов выпуска АТ для удовлетворения потребностей воен. и гражд. авиации, так и повышения их технич. и эксплуатац. характеристик.
В России А. п. возникла в 1909–11, к 1917 существовало 15 авиазаводов. (О А. п. в России см. в ст. Авиационно-космический комплекс в томе «Россия».)
За рубежом наибольшее развитие А. п. получила в США и европ. странах. В США она стала интенсивно развиваться в годы 1-й мировой войны. В 1914–18 было выпущено ок. 17 тыс. самолётов, в годы 2-й мировой войны – ок. 300 тыс. После 1945 активно развивается реактивная АТ. К числу самых значит. авиастроит. программ США в 1970–80-х гг. относятся произ-во истребителей сухопутного и палубного базирования, штурмовиков, вертолётов, стратегич. бомбардировщиков, малозаметных самолётов; в те же годы налажено массовое произ-во пассажирских самолётов. С 1990-х гг. развёрнута программа создания истребителей нового поколения.
В Европе А. п. наиболее развита в Великобритании, Германии, Франции, Швеции. В Великобритании А. п. сформировалась в годы 1-й мировой войны (было выпущено ок. 56 тыс. самолётов). Начиная с 1940 выпуск воен. самолётов резко возрос; за годы 2-й мировой войны их было выпущено ок. 125 тыс. После 1945 А. п. Великобритании перешла на произ-во реактивной АТ, началась реорганизация и концентрация отрасли. В Германии А. п. до 1913 была ориентирована на дирижаблестроение, однако уже в 1914 было выпущено 1348 самолётов. Всего за годы 1-й мировой войны построено 48 тыс. самолётов. После войны воен. авиастроение в Германии было запрещено, однако ослабление запретов позволило в 1926–32 выпускать до 500 самолётов в год. Милитаризация Германии в 1930-х гг. ускорила развитие отрасли, и в годы 2-й мировой войны было выпущено св. 100 тыс. самолётов.
Во Франции А. п. сформировалась в 1904–14. За годы 1-й мировой войны было построено ок. 68 тыс. самолётов. В 1921–22 отрасль вышла на 1-е место в мире (ок. 3,5 тыс. самолётов в год), однако в последующие годы франц. А. п. постепенно уступила ведущую роль Великобритании и США, и к 1939 франц. самолёты отставали от мирового уровня. После 2-й мировой войны была произведена реорганизация и национализация части авиастроит. фирм, в 1950-е гг. развернулось произ-во реактивной АТ. В Швеции А. п. начала формироваться в 1920-е гг. на базе филиала фирмы «Юнкерс» и нескольких гос. заводов, выпускавших лицензионную продукцию. После 1945 А. п. Швеции стала производить самолёты собств. конструкции и полностью обеспечивать свои ВВС.
Среди стран Азии А. п. наиболее развита в Китае и Японии. В Китае А. п. началась с авиаремонтных мастерских (1913), первые авиац. заводы были основаны япон. фирмами (1933) и в годы 2-й мировой войны серийно выпускали самолёты. Начиная со 2-й пол. 1950-х гг. с участием сов. специалистов налажено крупносерийное произ-во (по лицензиям) ряда сов. самолётов. В нач. 21 в. А. п. Китая производит АТ как по лицензиям, так и собств. разработки. В Японии А. п. начала выпускать АТ в 1914, однако до 1920-х гг. почти все самолёты строились по лицензиям. К 1934 отрасль уже стала практически независимой. В годы 2-й мировой войны мощности А. п. Японии резко возросли (в 1944 произведено ок. 3 тыс. самолётов). После войны А. п. была свёрнута и начала возрождаться в 1950-х гг. Большая часть производимой АТ является лицензионной.
Важная тенденция развития А. п. – образование крупных, в т. ч. межнациональных, авиастроит. корпораций путём слияния более мелких. Корпоратизация обусловлена значит. усложнением АТ, а также технико-экономич. нецелесообразностью или невозможностью создания новых образцов АТ силами отд. авиастроит. фирмы. Объединение фирм в корпорации (в осн. по видам АТ) позволяет снижать затраты на её изготовление, повышая конкурентоспособность данного образца и ослабляя тенденцию к падению спроса как на воен. АТ, так и (в меньшей мере) на гражданскую. В России такими корпорациями являются Рос. самолётостроит. компания «МиГ», Авиационная холдинговая компания «Сухой», «Аэрокосмическое оборудование», «Тактическое ракетное оружие» и ряд других; в США – «Боинг», «Локхид-Мартин», «Нортроп-Грумман» и др., в Европе – «Эрбас индастри».
Всё большее значение приобретает сервисное обслуживание созданной АТ фирмами-производителями в целях повышения безопасности полётов.