ХИЛКО́В МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХИЛКО́В Михаил Иванович [5(17).12.1834, Москва – 8(21).3.1909, С.-Петербург], князь, рос. гос. деятель, д. тайн. сов. (1899), поч. чл. Петерб. АН (1899). Окончил Пажеский корпус (1853), затем на службе в л.-гв. Егерском полку, в 1857–59 в отставке, в 1859–61 на службе в МИД, в 1861–62 мировой посредник в Бежецком у. Тверской губ. В 1862–1864 путешествовал по Европе и Америке; в 1864–69 жил в США, работал в компании по постройке Трансатлантической ж. д. В 1869–70 слесарь на англ. паровозостроит. заводе в Ливерпуле. В 1870 вернулся в Россию, нач. тракции (службы движения) на частных Курско-Киевской и Московско-Рязанской железных дорогах. В рус.-тур. войну 1877–78 уполномоченный Рос. об-ва Красного Креста при санитарном поезде. Один из руководителей постройки Закаспийской ж. д.: управляющий дорогой (1880–82), зав. механич. частью (с 1885), помощник зав. постройкой Самаркандского (с 1887) и основного (с 1889) участков дороги. Управляющий Мин-вом обществ. работ, путей сообщения, торговли и земледелия кн-ва Болгария (1882–85). Нач. Орловско-Грязской (1892–93) и Самаро-Златоустовской (1893) железных дорог. Гл. инспектор казённых железных дорог (1893–1895), управляющий Мин-вом путей сообщения [с 4(16).1.1895], мин. путей сообщения [2(14).4.1895–25.10(7.11).1905]. Статс-секретарь Е. И. В. (1904). Под рук. Х. активизировалось строительство железных дорог, их протяжённость увеличилась на 25 тыс. км (в частности, построены осн. участки Транссибирской магистрали), а грузооборот – вдвое. По инициативе Х. разработаны и утверждены (1898) первые в России правила технич. эксплуатации железных дорог. При его активном участии учреждено Моск. инженерное уч-ще, готовившее кадры для железных дорог (1896, ныне Моск. гос. ун-т путей сообщения имп. Николая II). Утвердил постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах» (1896), которое стало первым документом, регламентировавшим использование автомобильного транспорта в России. После начала рус.-япон. войны 1904–05 руководил на месте строительством Кругобайкальской ж. д. (март – сент. 1904). С окт. 1905 чл. Гос. совета (с 1906 входил в группу центра). С 1907 пред. Гл. управления Рос. об-ва Красного Креста. Член-учредитель Моск. отделения Рус. технич. об-ва (1876). Награждён орденом Св. Александра Невского с алмазными знаками к нему (1905) и др.