ТУРКСИ́Б
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУРКСИ́Б (Туркестано-Сибирская железная дорога), ж.-д. магистраль в СССР (с 1991 связывает РФ и Республику Казахстан). Идея строительства дороги, соединяющей Сибирь с Юж. Казахстаном и Ср. Азией, возникла в кон. 19 в. В 1907 проведены первые изыскания по трассе планируемой дороги Барнаул – Семипалатинск (ныне Семей) – Верный (ныне Алма-Ата) – Луговая – Арысь. Первыми в эксплуатацию были введены два крупных участка: Алтайская ж. д. [1915; Новониколаевск (ныне Новосибирск) – Барнаул – Семипалатинск] и линия Арысь – Абаил Семиреченской ж. д. (1916; в 1917 продлена до ст. Бурное). Позднее в строй введены участки Бурное – Аулие-Ата (ныне Тараз) (1922) и Аулие-Ата – Пишпек (ныне Бишкек) (1924). Т. стал финальным этапом строительства (одна из крупнейших строек 1-й пятилетки), которое велось с 1927 на территории Казакской АССР в составе РСФСР с двух направлений – от Семипалатинска (на севере) и от ст. Луговая (на юге). Т. проходил через Алма-Ату, где находилось управление дороги. Торжеств. смычка состоялась в апр. 1930, в постоянную эксплуатацию Т. вступил в 1931. Протяжённость св. 1,4 тыс. км. Дорога содействовала развитию экономики и культуры в примыкавших к ней районах, возникновению пром. и с.-х. предприятий. В 1958–71 Т. в составе Казахской ж. д., в 1971–96 вновь самостоят. железная дорога (Алма-Атинская), с 1996 в республиканском гос. предприятии «Казахстанская железная дорога».
Строительство Т. широко освещалось в печати. Ему посвящены документальный ф. «Стальной путь (Турксиб)» (1929, реж. В. А. Турин), 4-я симфония («Турксиб») М. О. Штейнберга (1933), картины, в т. ч. худ. А. Кастеева, множество лит. произведений и др.