Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ЙМЕНСКИЙ КАНА́Л

Шлюз Малкия на Сайменском канале. Фото С. М. Прокудина-Горского. Нач. 20 в.

СА́ЙМЕНСКИЙ КАНА́Л (Saimaan ka­na­va), су­до­ход­ный ка­нал, свя­зы­ваю­щий сис­те­му озёр Сай­ма в рай­оне г. Лап­пе­эн­ран­та в Фин­лян­дии с Фин­ским зал. у г. Вы­борг в Рос­сии. Про­тя­жён­ность ка­на­ла 43 км, вод­ной сис­те­мы (с мор­ским фар­ва­те­ром) 57,3 км (34 км – в Рос­сии, 23,3 км – в Фин­лян­дии). По­стро­ен в 1845–1856 на тер­ри­то­рии Вел. кн-ва Фин­лянд­ско­го (ВКФ) по рас­по­ря­же­нию имп. Ни­ко­лая I, от­крыт 26.8(7.9).1856, в день ко­ро­на­ции имп. Алек­сан­д­ра II (сохр. па­мят­ная над­пись на гра­нит­ной ска­ле «Ни­ко­лай I и Алек­сандр II. Тор­гов­ле и бла­го­сос­тоя­нию Фин­лян­дии»). Со­ору­же­но 15 шлю­зов – 7 од­но­ка­мер­ных, 3 двух­ка­мер­ных и 5 трёх­ка­мер­ных для пре­одо­ле­ния раз­ни­цы уров­ней мо­ря и оз. Сай­ма (при­мер­но 76 м). Осу­ще­ст­в­ля­лось гру­зо­вое и пас­са­жир­ское со­об­ще­ние – от 2 тыс. до 3 тыс. рей­сов в год (2-я пол. 1870-х гг.), ок. 11 тыс. рей­сов (1913). С. к. спо­соб­ст­во­вал раз­ви­тию экс­порт­ной тор­гов­ли ле­сом, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти в ВКФ. Сыг­рал зна­чит. роль в ту­ри­стич. ос­вое­нии тер­ри­то­рии, при­мы­каю­щей к оз. Сай­ма и во­до­па­ду Имат­ра, в мас­штабном дачном строительстве. В 1918–1940 на терр. Фин­лян­дии, яв­лял­ся её важ­ней­шей транс­порт­ной ма­ги­ст­ра­лью; в сов.-фин­л. вой­ну 1939–40 (а так­же в 1941–44) имел зна­че­ние обо­ро­нит. ру­бе­жа. Но­вая сов.-финл. гра­ни­ца, ус­та­нов­лен­ная в со­от­вет­ст­вии с Московским мир­ным до­го­во­ром 1940, раз­де­ли­ла ка­нал на 2 час­ти, и он прак­ти­че­ски пе­ре­стал функ­цио­ни­ро­вать. Су­до­ход­ст­во во­зоб­нов­ле­но по­сле под­пи­са­ния сов.-финл. до­го­во­ра 1962 (ра­ти­фи­ци­ро­ван в 1963) о пе­ре­да­че сов. части С. к. в арен­ду Фин­лян­дии на 50 лет (про­дле­на до 2063 по рос.-финл. до­го­во­ру, под­пи­сан­но­му в 2010 и ра­ти­фи­ци­ро­ван­но­му в 2011). Фин­лян­дия арен­ду­ет 19,6 км рос. час­ти ка­на­ла и при­ле­гаю­щую тер­ри­то­рию, а так­же о. Ма­лый Вы­соц­кий в Вы­борг­ском зал. В 1963–68 С. к. ре­кон­ст­руи­ро­ван. Дви­же­ние по С. к. на­ча­то в ию­ле 1968; объ­ём пе­ре­во­зок к сер. 2000-х гг. – св. 2 млн. т гру­зов.

Му­зей С. к. в Лап­пе­эн­ран­те. В 2006 по слу­чаю 150-ле­тия по­строй­ки ка­на­ла ус­та­нов­ле­на гра­нит­ная ар­ка-па­мят­ник у шлю­за Мал­кия.

Лит.: Paaskoski J. Viipuriin ja maailmalle: Sai­maan kanavan historia. Hels., 2002; Мар­ты­нов В. Л. Сай­мен­ский ка­нал // Гео­гра­фия. 2006. № 4; За­вья­лов Н. М., Клю­ев В. В. Гид­ро­тех­ни­че­ские со­ору­же­ния и вод­ные пу­ти. Сай­мен­ский су­до­ход­ный ка­нал. СПб., 2012.

Вернуться к началу