ПОЛЯКО́В САМУИЛ СОЛОМОНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛЯКО́В Самуил (Шмуэль) Соломонович [24.12.1837(5.1.1838), м. Дубровно Оршанского у. Могилёвской губ. – 7(19).4.1888, С.-Петербург], рос. предприниматель, благотворитель, меценат, обществ. деятель, коммерции советник (1870), тайн. сов. (1885). Брат Л. С. Полякова. Потомств. поч. гражданин. Получил начальное образование. Занимался откупами, строит. подрядами. В 1866–67 П. получил от земств Воронежской губ. и Елецкого у. Орловской губ. право на реализацию предоставленных этим земствам концессий на строительство двух железных дорог, возглавил акционерные общества Козлово-Воронежской (1866) и Орловско-Грязской (1867) железных дорог. Построил одну из важнейших магистралей – Курско-Харьковско-Азовскую ж. д. (1868; проложил её в рекордно короткие сроки, движение открыто в дек. 1869), а также линию Воронеж – Ростов (1871). Один из учредителей и осн. владельцев акций обществ Фастовской (1873, дорога открыта в 1876), Оренбургской (1874, открыта в 1877) и Уральской горнозаводской (1874, открыта в 1878) железных дорог. Пользовался авторитетом в правительств. кругах. В рус.-тур. войну 1877–78 в рекордные сроки соорудил военно-стратегические Бендеро-Галацкую (длина 304 км, открыта через 3,5 мес после заключения контракта, что вызвало мировую сенсацию) и Фратешты-Зимницкую железные дороги, которые обеспечили бесперебойное снабжение рос. армии на европ. ТВД. Занимался также постройкой прифронтовых Болг. железных дорог, устройством паромной переправы для рос. войск на Дунае, а также организовывал ж.-д. лазареты. Всего при непосредственном участии П. построено 9 крупных ж.-д. линий общей протяжённостью ок. 4 тыс. км (1/6 часть длины всех железных дорог России, выстроенных к 1880). В 1880 приобрёл Царскосельскую железную дорогу, коренным образом реконструировал её.
П. связывал воедино разл. части финансово-промышленного и торгового дела бр. Поляковых (участвовали также Л. С. и Я. С. Поляковы), вместе с ними учредил Азовско-Донской коммерческий (1871), Моск. и Донской земельные (1872), С.-Петербургско-Московский коммерческий (1883) и др. банки. Основал (совм. с Л. С. Поляковым) Юж.-Рус. об-во каменноугольной пром-сти (1872), которое владело крупной высокопроизводительной Корсунской копью близ ст. Корсунь (ныне г. Горловка). Стал одним из крупнейших предпринимателей в России (его имущество после смерти оценивалось в 31,4 млн. руб.).
В 1867 основал в Ельце первое в России ж.-д. технич. уч-ще (имени имп. Александра II), послужившее образцом для др. подобных учебных заведений, в 1877 – первое на Юге России частное горное уч-ще при Корсунской каменноугольной копи. Сделал щедрые пожертвования на создание Катковского лицея (1867) и ж.-д. уч-ща барона А. И. Дельвига (1870) в Москве, Елецкой мужской классич. гимназии (1871; её поч. попечитель), образцового студенч. общежития («Коллегии имп. Александра II») при С.-Петерб. ун-те (1882) и др. По его инициативе ежегодно ок. 23 руб. из дохода на каждую милю протяжённости железных дорог, действовавших под его управлением, перечислялось в учреждённый им школьный фонд. Крупные средства П. передавал Рус. технич. об-ву, Рос. об-ву Красного Креста, детским приютам и др. Активный деятель Об-ва для распространения просвещения между евреями, инициатор создания (1880) и пред. Об-ва ремесленного и земледельч. труда среди евреев России. Пожертвовал св. 500 тыс. руб. на строительство новых зданий С.-Петербургской и Московской хоральных синагог, 200 тыс. руб. на устройство образцовой евр. богадельни в С.-Петербурге.
Награждён орденами Св. Владимира 3-й степени (1871) и др.