Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТЕРБУ́РГСКО-МОСКО́ВСКОЕ ШОССЕ́

Авторы: О. В. Теребов
Мост через реку Волга на Петербургско-Московском шоссе в Твери. Фото нач. 20 в. Архив М. В. Золотарёва

ПЕТЕРБУ́РГСКО-МОСКО́ВСКОЕ ШОС­СЕ́, пер­вое в Рос­сии шоссе об­ще­го­су­дар­ст­вен­но­го зна­че­ния. В ос­но­ве шос­се – ра­нее су­ще­ст­во­вав­шая Боль­шая Моск. до­ро­га (Мо­ск­ва – Клин – Тверь – Нов­го­род). По ука­зу Пет­ра I в 1712 от С.-Пе­тер­бур­га по крат­чай­ше­му на­прав­л­ению к Мо­ск­ве на­ча­лось строи­тель­ст­во пря­мой («пер­спек­тив­ной») до­ро­ги. В 1742 от­крыт для дви­же­ния уча­сток С.-Пе­тер­бург – Чу­до­во (130 км, за ним за­кре­пи­лось назв. «Пер­спек­тив­ная до­ро­га», или «Боль­шая пер­спек­ти­ва»), от­ку­да до­ро­га сво­ра­чи­ва­ла на Нов­го­род, где смы­ка­лась с Боль­шой Моск. до­ро­гой (это на­зва­ние, а так­же назв. «Боль­шой Мо­с­к. тракт» при­ме­ня­лось и ко всей до­ро­ге ме­ж­ду Мо­ск­вой и С.-Пе­тер­бур­гом). До­рож­ное по­лот­но вы­пол­не­но из разл. ма­те­риа­лов – пес­ка, брё­вен, за­сы­пан­ных пес­ком фа­шин, кам­ня (ко­рот­кие от­рез­ки близ С.-Пе­тер­бур­га). Имп. Ека­те­ри­на II от­ка­за­лась от идеи со­зда­ния пря­мой до­ро­ги на Мо­ск­ву, ука­зом от 7(18).6.1763 рас­по­ря­ди­лась «в ис­прав­но­сти со­дер­жать» Боль­шую Моск. до­ро­гу и учас­ток от Чу­до­во до С.-Пе­тер­бур­га. Дли­на П.-М. ш. бы­ла из­ме­ре­на бо­лее точ­но и со­ста­ви­ла 728 вёрст (776,6 км). На всём про­тя­жении до­ро­ги дей­ст­во­ва­ла сис­те­ма ям­ской гонь­бы (24 поч­то­вые стан­ции), для имп. Ека­те­ри­ны II и её при­бли­жён­ных по­строе­ны пу­те­вые двор­цы – в Тве­ри (1764–78, арх. П. Р. Ни­ки­тин), Чес­мен­ский под С.-Пе­тер­бур­гом (1774–1777, арх. Ю. М. Фель­тен), Пет­ров­ский на подъ­ез­де к Мо­ск­ве (1775–83, М. Ф. Ка­за­ков), а так­же 11 ка­мен­ных и 8 де­рев. двор­цов ме­ж­ду С.-Пе­тер­бур­гом, Тве­рью и Мо­ск­вой (1770–80-е гг., в осн. по ти­по­во­му про­ек­ту Ка­за­ко­ва; в нач. 19 в. де­рев. двор­цы ра­зо­бра­ны, ка­мен­ные пе­ре­строе­ны и пе­ре­да­ны Поч­то­во­му ве­дом­ст­ву, впо­след­ст­вии не­ко­то­рые ут­ра­че­ны).

Ко­мис­сия о до­ро­гах в го­су­дар­ст­ве (1786–96) раз­ра­бо­та­ла про­ект ре­кон­струк­ции Пе­тер­бург­ско-Мо­с­ков­ской до­ро­ги. Вви­ду не­хват­ки средств он был реа­ли­зо­ван час­тич­но (за вре­мя ра­бо­ты ко­мис­сии за­мо­ще­но ок. 140 км до­рож­но­го по­лот­на, по­строе­но неск. ка­мен­ных мос­тов). В 1817–34 про­из­ве­де­но сплош­ное уст­рой­ст­во твёр­до­го по­кры­тия. Оно ве­лось в осн. по ме­то­ду брит. инж. Дж. Мак-Ада­ма, при­ня­то­му в боль­шин­ст­ве стран Ев­ро­пы (на­сып­ка до­рож­но­го по­лот­на вы­ше по­верх­но­сти зем­ли, ук­лад­ка на не­го круп­но­го щеб­ня, а свер­ху – бо­лее мел­ко­го). Дли­на шос­се бла­го­да­ря спрям­ле­нию ря­да уча­ст­ков со­кра­ти­лась до 680 вёрст (725,4 км), ши­ри­на про­ез­жей час­ти со­став­ля­ла обыч­но 8–9 м. Бы­ло по­строе­но мно­же­ст­во мос­тов – де­ре­вян­ных на ка­мен­ных опо­рах че­рез боль­шие ре­ки и ароч­ных ка­мен­ных – че­рез ма­лые ре­ки. Про­пу­ск­ная спо­соб­ность до­ро­ги по­вы­си­лась, уси­ли­лось на­чав­шее­ся в 1820 дви­же­ние ди­ли­жан­сов, от­прав­ляв­ших­ся сна­ча­ла два­ж­ды в не­де­лю, за­тем еже­днев­но.

По­сле от­кры­тия ж. д. С.-Пе­тер­бург – Мо­ск­ва (1851, с 1855 Ни­ко­ла­ев­ская ж. д.) сквоз­ное дви­же­ние гру­зов и пас­са­жи­ров по шос­се рез­ко со­кра­ти­лось, П.-М. ш. ста­ло ис­поль­зо­вать­ся гл. обр. для ме­ст­ных пе­ре­во­зок. Ям­ская сис­те­ма пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние (1853–69).

По шос­се про­во­ди­лись пер­вые в Рос­сии ав­то­мо­биль­ные про­бе­ги: Мо­ск­ва – С.-Пе­тер­бург (1899, 1900, 1901, 1907) и С.-Пе­тер­бург – Мо­ск­ва (1908), этап ме­ж­ду­нар. го­нок С.-Пе­тер­бург – Ки­ев – Мо­ск­ва – С.-Пе­тер­бург (1910) и пер­вые про­бе­ги во­ен. ав­то­мо­би­лей (1912).

Ны­не фе­де­раль­ная ав­то­трас­са М 10 (Е 105) Мо­ск­ва – С.-Пе­тер­бург в зна­чит. час­ти сов­па­да­ет с трас­сой Пе­тер­бург­ско-Мо­с­ков­ско­го шос­се.

Лит.: Куд­ряв­цев А. С. Очер­ки ис­то­рии до­рож­но­го строи­тель­ст­ва в СССР. М., 1951. Ч. 1: До­ок­тябрь­ский пе­ри­од; Со­ро­кин Ю. К., Ру­бан В. С. Пер­вое шос­се Рос­сии. М., 1996; Глав­ная до­ро­га Рос­сии: Мо­ск­ва – Санкт-Пе­тер­бург. СПб., 2000; «Го­су­да­ре­ва до­ро­га» и ее двор­цы: Ма­те­риа­лы меж­ре­гио­наль­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции, 19–21 но­яб­ря 2002 г. Тверь, 2003.

Вернуться к началу