Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ КОНВЕ́НЦИЯ 1825

ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ КОНВЕ́НЦИЯ 1825, со­гла­ше­ние ме­ж­ду Рос. им­пе­ри­ей и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей об ус­та­нов­ле­нии гра­ни­цы в Сев. Аме­ри­ке, а так­же о ти­хо­оке­ан­ской тор­гов­ле с або­ри­ген­ным на­се­ле­ни­ем. За­клю­че­нию П. к. пред­ше­ст­во­ва­ло об­на­ро­до­ва­ние Пе­тер­бург­ской кон­вен­ции 1824. Под­пи­са­на 16(28) февр. с рос. сто­ро­ны управ­ляю­щим МИД гр. К. В. Нес­сель­ро­де и д. стат. сов. П. И. По­ле­ти­кой, с бри­тан­ской – чл. брит. Тай­но­го со­ве­та С. Кан­нин­гом. Со­стоя­ла из пре­ам­бу­лы и 12 ста­тей. Оп­ре­де­ля­ла рос.-брит. гра­ни­цу в Сев. Аме­ри­ке: от о. прин­ца Уэль­ско­го в Алек­сан­д­ра ар­хи­пе­ла­ге (при­знан Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей це­ли­ком ча­стью Рос­сии; ны­не штат Аля­ска, США; 54°40  с. ш., меж­ду 131° и 133° з. д.) к се­ве­ру до 56° с. ш., да­лее по хреб­там Кор­диль­ер Сев. Аме­ри­ки на се­ве­ро-за­пад до 141° з. д. и на се­ве­ро-вос­ток до Сев. Ле­до­ви­то­го ок. (ны­не сев.-зап. гра­ни­ца Ка­на­ды и США). За­кре­п­ля­ла за Рос­сией бе­ре­го­вую ли­нию, иду­щую па­рал­лель­но го­рам, с учё­том из­ги­бов, од­на­ко ог­ра­ни­чи­ва­ла ши­ри­ну этой тер­ри­то­рии 10 мор. лиг (льё), или 55,57 км [так во франц. ва­ри­ан­те тек­ста, в рус­ском – 10 мор. (итал.) миль, или 18,52 км]. Ус­та­нав­ли­ва­ла для Рос­сии и Ве­ли­ко­бри­та­нии сво­бо­ду мо­ре­пла­ва­ния, сво­бо­ду мор. про­мыс­ла и ры­бо­лов­ст­ва пов­се­ме­ст­но в Ти­хом ок., но в мо­рях, за­ли­вах, га­ва­нях и бух­тах на амер. тер­ри­то­рии обе­их стран – толь­ко в те­че­ние 10 лет; во франц. и рус. ва­ри­ан­тах тек­ста П. к., как и в Пе­терб. кон­вен­ции 1824, упот­реб­ле­ны раз­ные тер­ми­ны «pêche» и «рыб­ная лов­ля». Пре­дос­тав­ля­ла пра­во рос. и брит. ко­раб­лям швар­то­вать­ся у бе­ре­гов, на­хо­див­ших­ся под вла­стью або­ри­ге­нов (швар­тов­ка рос. и брит. ко­раб­лей у бе­ре­гов друг дру­га до­пус­ка­лась с раз­ре­ше­ния ме­ст­ных вла­стей). По­зво­ля­ла под­дан­ным Ве­ли­ко­бри­та­нии сво­бод­но пла­вать по всем впа­даю­щим в Ти­хий ок. ре­кам, ко­то­рые про­те­ка­ли по амер. тер­ри­то­рии Рос­сии. За­пре­ща­ла рос. и брит. под­дан­ным ос­но­вы­вать но­вые по­се­ле­ния на тер­ри­то­рии друг дру­га. Раз­ре­ша­ла рос. и брит. под­дан­ным в те­че­ние 10 лет на амер. тер­ри­то­ри­ях друг дру­га вес­ти тор­гов­лю с або­ри­ген­ным на­се­ле­ни­ем лю­бы­ми то­ва­ра­ми, кро­ме спирт­ных на­пит­ков, ог­не­стрель­но­го и хо­лод­но­го ору­жия, по­ро­ха и др. во­ен. про­дук­ции. На тот же срок от­кры­ва­ла для бри­тан­цев порт Но­во­ар­хан­гель­ска (ны­не г. Сит­ка, США). Доз­во­ля­ла рос. и брит. ко­раб­лям за­хо­дить во вре­мя штор­ма в пор­ты др. сто­ро­ны, про­из­во­дить там ре­монт­ные ра­бо­ты, осу­ще­ст­в­лять за­куп­ки не­об­хо­ди­мых при­па­сов с уп­ла­той толь­ко пор­то­вой и ма­яч­ной по­шлин. Слу­чаи на­ру­ше­ний П. к. долж­ны бы­ли рас­смат­ри­вать­ся рос. и брит. мо­нар­ха­ми по пред­став­ле­нию ме­ст­ных вла­стей. На­ря­ду с Пе­тер­бург­ской кон­вен­ци­ей 1824, офиц. ус­та­но­ви­ла гра­ни­цы рос. вла­де­ний в Америке.

За­клю­че­ние П. к. вы­зва­ло про­тест Гл. прав­ле­ния Рос­сий­ско-Аме­ри­кан­ской ком­па­нии, ут­ра­тив­шей мо­но­по­лию на зве­ри­ный и рыб­ный про­мы­сел в рос. во­дах Ти­хо­го ок., од­на­ко П. к. бы­ла ра­ти­фи­ци­ро­ва­на имп. Алек­сан­дром I. Судь­ба Форт-Рос­са – са­мо­го юж. рос. по­се­ле­ния в Сев. Аме­ри­ке – яв­ля­лась пред­ме­том рос.-исп. и рос.-мекс. пе­ре­го­во­ров.

Ис­точн.: Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Со­б­ра­ние 1-е. СПб., 1830. Т. 40. № 30233а; Мар­тенс Ф. Ф. Со­б­ра­ние трак­татов и кон­вен­ций, за­клю­чен­ных Рос­си­ею с ино­стран­ны­ми дер­жа­ва­ми. СПб., 1895. Т. 11. № 431.

Лит.: Ис­то­рия Рус­ской Аме­ри­ки. 1732–1867. М., 1999. Т. 2.

Вернуться к началу