Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДМИ́ТРИЙ Ю́РЬЕВИЧ

Авторы: В. Д. Назаров

ДМИ́ТРИЙ Ю́РЬЕВИЧ Крас­ный или Мень­ший (? – 22.9.1440, Га­лич), удель­ный князь га­лич­ский (1434–40). Из ди­на­стии моск. Рю­ри­ко­ви­чей, млад­ший сын Юрия Дмит­рие­ви­ча, брат Ва­си­лия Юрь­е­ви­ча Ко­со­го и Дмит­рия Юрь­е­ви­ча Ше­мя­ки. Впер­вые упо­мя­нут в за­ве­ща­нии от­ца, со­став­лен­ном в нач. 1433, со­глас­но ко­то­ро­му дол­жен был по­лу­чить наи­боль­шую до­лю вла­де­ний: Вы­шго­род (Ве­рей­ский) со сло­бо­да­ми и сё­ла­ми в соб­ст­вен­но Моск. кн-ве, а вне его – Га­лич со все­ми во­лос­тя­ми, вклю­чая Соль Га­лич­скую (до­ход­ное ме­сто со­ле­до­бы­чи). Ос­таль­ные не­мо­с­ков­ские зем­ли (Дмит­ров, Вят­ка) по­сту­па­ли в со­вме­ст­ное вла­де­ние трёх брать­ев рав­ны­ми до­ля­ми в до­хо­дах и в зем­лях. Вес­ной 1433 Д. Ю. со­про­во­ж­дал от­ца в по­хо­де на Мо­ск­ву про­тив вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия II Ва­силь­е­ви­ча в хо­де Мо­с­ков­ской усо­би­цы 1425–53, был при Юрии Дмит­рие­ви­че во вре­мя его крат­ко­вре­мен­но­го кня­же­ния в Мо­ск­ве. Не уча­ст­во­вал в кон­флик­те стар­ших брать­ев с от­цом, воз­ник­шем из-за ус­туп­ки Юри­ем Дмит­рие­ви­чем ве­ли­ко­кня­же­ско­го сто­ла Ва­си­лию II, в но­вом до­го­во­ре ме­ж­ду ни­ми (ле­то 1433) фи­гу­ри­ро­вал в ка­че­ст­ве млад­ше­го парт­нё­ра от­ца. Со­про­во­ж­дал Юрия Дмит­рие­ви­ча при отъ­ез­де из Мо­ск­вы в Га­лич. С во­зоб­нов­ле­ни­ем во­ен. дей­ст­вий в кон. 1433 уча­ст­во­вал в по­хо­де на Бе­ло­зер­ские во­лос­ти, в кон. февр. – мар­те 1434 – в но­вом ус­пеш­ном по­хо­де от­ца на Мо­ск­ву. Ве­ро­ят­но, в кон­це мая 1434 Д. Ю. вме­сте с Дмит­ри­ем Ше­мя­кой воз­гла­вил по при­ка­зу от­ца от­ря­ды, по­слан­ные в по­го­ню за Ва­си­ли­ем II, на­хо­див­шим­ся в Ниж­нем Нов­го­ро­де. Из­вес­тие о ско­ро­по­стиж­ной смер­ти Юрия Дмит­рие­ви­ча (5.6.1434) за­ста­ло брать­ев близ Вла­ди­ми­ра. Они от­верг­ли пре­тен­зии Ва­си­лия Ко­со­го, про­воз­гла­сив­ше­го се­бя вел. кня­зем и за­хва­тив­ше­го при бег­ст­ве из Мо­ск­вы ве­ли­ко­кня­же­скую каз­ну, при­зна­ли вел. кня­зем Ва­си­лия II (вой­ска на­хо­ди­лись под их кон­тро­лем, что и вы­ну­ди­ло Ва­си­лия Ко­со­го бе­жать из сто­ли­цы), за­клю­чив с ним ле­том то­го же го­да до­го­вор. Ва­си­лий II при­ба­вил к вла­де­ни­ям брать­ев, по за­ве­ща­нию их от­ца, Уг­лич, Рже­ву и Бе­жец­кий Верх (по­след­ний – без раз­де­ла ме­ж­ду ни­ми). Бе­жец­кий Верх был от­дан ещё ле­том 1433 кн. Юрию Дмит­рие­ви­чу как ком­пен­са­ция за Дмит­ров. Впер­вые сфор­ми­ро­вав­ший­ся удел Д. Ю. с цен­тром в Га­ли­че вклю­чил га­лиц­кие во­лос­ти, Выш­го­род (Ве­рей­ский) и Бе­жец­кий Верх. Вят­ская зем­ля до ле­та 1436 ос­та­ва­лась в со­вме­ст­ном, и при­том фор­маль­ном, вла­де­нии двух брать­ев.

Д. Ю. со­хра­нял вас­саль­ную вер­ность Ва­си­лию II в его вой­не за вел. кня­же­ние с Ва­си­ли­ем Ко­сым (ко­то­рый в кон. 1435 вре­мен­но за­хва­тил Га­лич), вес­ной 1436 от­ря­ды во гла­ве с Д. Ю. в со­ста­ве ве­ли­ко­кня­же­ских войск уча­ст­во­ва­ли в за­клю­чит. эта­пе во­ен. дей­ст­вий. В кон. 1437 Дмит­рий Ше­мя­ка и Д. Ю. по рас­по­ря­же­нию Ва­си­лия II воз­гла­ви­ли со­еди­нён­ное вой­ско, на­прав­лен­ное про­тив сил ор­дын­ско­го ха­на Улуг-Му­хам­ме­да, ук­ре­пив­ше­го­ся на юж. по­гра­ни­чье, в Бе­лё­ве. Не­смот­ря на боль­шое пре­вос­ход­ст­во в си­лах и по­бе­ду в пер­вом бою, рус. вой­ска 5.12.1437 по­тер­пе­ли со­кру­шит. по­ра­же­ние. С ле­та до зи­мы 1439, по­сле на­бе­га Улуг-Му­хам­ме­да и 10-днев­ной оса­ды его от­ря­да­ми сто­ли­цы, Д. Ю. по рас­по­ря­же­нию Ва­си­лия II «пра­вил на Мо­ск­ве». В мо­с­ков­ско-твер­ском до­го­во­ре 1439 из всех моск. удель­ных кня­зей толь­ко Д. Ю. и Дмит­рий Ше­мя­ка фи­гу­ри­ро­ва­ли в ка­че­ст­ве «мо­лод­шей бра­тьи» вел. кн. мо­с­ков­ско­го (поч­ти на­вер­ня­ка по при­чи­не по­гра­нич­но­го рас­по­ло­же­ния час­ти их уде­лов с твер­ски­ми зем­ля­ми). Д. Ю. по­кро­ви­тель­ст­во­вал га­лич­ским мо­на­сты­рям.

В ве­ли­ко­кня­же­ском ле­то­пи­са­нии кон. 15 в. со­хра­ни­лась по­весть о бо­лез­ни Д. Ю. в по­след­ние дни его жиз­ни: «вос­кре­се­ние» Д. Ю. из-за оши­боч­но­го при­зна­ния его мёрт­вым близ­ки­ми к не­му ли­ца­ми, опи­са­ние его со­стоя­ния в по­сле­дую­щие дни с жи­вы­ми де­та­ля­ми двор­цо­во­го бы­та удель­но­го кня­зя и не­ко­то­рых черт его лич­но­сти (он наи­зусть знал тек­сты служб, ко­то­рые рас­пе­вал де­ме­ст­вен­ным рас­пе­вом в по­лу­бес­соз­на­тель­ном со­стоя­нии). В за­го­лов­ке по­вес­ти Д. Ю. впер­вые на­зван Крас­ным (Кра­си­вым), что, воз­мож­но, от­ра­жа­ет не толь­ко его при­жиз­нен­ную кра­со­ту, но и со­стоя­ние те­ла, в осо­бен­но­сти ли­ца, при пе­ре­за­хо­ро­не­нии 14 окт. в ка­мен­ный гроб в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля («ли­це же его бе­ло, яко у спя­ще­го, не имея чер­но­сти, ни­же си­не­ты»).

Лит.: Каш­та­нов СМ. Очер­ки рус­ской ди­пло­ма­ти­ки. М., 1970; На­за­ров ВД. О про­езд­ном су­де на­ме­ст­ни­ков в сред­не­ве­ко­вой Ру­си // Древ­ней­шие го­су­дар­ст­ва на тер­ри­то­рии СССР. 1987 год. М., 1989; Зи­мин АА. Ви­тязь на рас­пу­тье: Фео­даль­ная вой­на в Рос­сии XV в. М., 1991.

Вернуться к началу