НЕПЛЮ́ЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕПЛЮ́ЕВ Николай Николаевич [11(23).9.1851, м. Янполь Глуховского у. Черниговской губ., ныне пос. гор. типа Ямполь Сумской обл., Украина – 21.1(3.2).1908, с. Воздвиженское Глуховского у., ныне Ямпольского р-на Сумской обл.], рос. обществ. деятель, религ. мыслитель и публицист. Дворянин. Крупный землевладелец. Окончил юридич. факультет С.-Петерб. ун-та (1874). Советник рос. посольства при Баварском королевском дворе в Мюнхене (1875–1877). Вольнослушатель Петровской земледельч. и лесной академии в Москве (1878–80). В 1880 вернулся в родовое имение в м. Янполь, где открыл сиротский приют. Призывал помещиков заняться культурным переустройством и просвещением деревни («Историческое призвание русского помещика», 1880; «Хлеб насущный», 1883; и др.). Основал низшие с.-х. школы – 5-летнюю мужскую на хуторе Воздвиженский (1885, 75 учеников к 1900) и 4-летнюю женскую на хуторе Преображенский (1891, 77 учениц к 1900), разработал для них программу христианского воспитания и проф. обучения, в которой значит. место отводилось интеллектуальному и эстетич. развитию (обе школы получали ежегодные субсидии Мин-ва гос. имуществ).
Н. – один из лидеров и идеологов коммунитарного движения в России. В 1889 Н. с группой выпускников мужской школы организовал с.-х. общину – Православное трудовое братство (получило назв. Воздвиженского, затем Крестовоздвиженского, устав утверждён в 1893), передал ему в аренду, позднее в собственность землю в Воздвиженском пл. 5,8 тыс. га. Основой общинной жизни, идеалом её религ.-нравств. уклада стали евангельские этич. начала – деятельная христианская вера, братское единение людей, взаимная помощь, а также совместный сознательный труд ради общей пользы. Братство пополнялось в осн. выпускниками созданных Н. школ, вступление и выход из него были добровольными, новые члены проходили конкурс кандидатов и должны были выдержать испытат. срок. Общину возглавляла выборная дума (Н. избран её пожизненным председателем), производств. делами братства управляли избранные думой хозяйств. совет и правление. Все члены братства объединялись по проф. принципу в артели, или «братские семьи» (11 к 1900: земледельцев, животноводов, садоводов, пчеловодов, учителей и др.), которые жили в отд. домах-общежитиях (семейным парам отводились отд. комнаты). Старшину артели назначала дума. В братстве регулярно проводились общие деловые собрания, религ. и светские торжества, духовные чтения, лит.-муз. вечера. Члены общины пользовались равными правами, больные и нетрудоспособные содержались братством, б. ч. доходов и имущества были коллективной собственностью. Со временем под рук. Н. члены братства создали многоотраслевое образцовое хозяйство, которое включало сахарный, кирпичный и винокуренный заводы, сыроварное, маслобойное, деревообрабатывающее произ-ва и др. К деятельности братства проявляли интерес Л. Н. Толстой (с ним Н. был лично знаком и переписывался), Вл. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, протоиерей Иоанн Кронштадтский, ряд иностр. учёных и междунар. организаций. В братстве состояло св. 150 чел. в 1900, 195 чел. в 1905, ок. 500 чел. к 1908 (включая учеников братских с.-х. школ), оно являлось крупнейшей коммунитарной организацией в Рос. империи.
Н. надеялся, что по примеру Крестовоздвиженского трудового братства подобные религиозно-трудовые объединения возникнут по всей России и во всех сферах деятельности. В результате это могло бы, полагал он, привести к мирному преобразованию общества на основе социальной солидарности и православных духовных ценностей. Будучи сторонником церковного обновления, в ряде статей и выступлений Н. подверг критике совр. ему богословскую лит-ру и церковное управление; он предлагал предоставить церковным приходам статус юридич. лица, восстановить выборность священников, принцип соборности, обеспечить белому духовенству и мирянам возможность более широкого участия в управлении Церковью, вести богослужение не на церковнославянском, а на совр. рус. языке и др. Один из инициаторов созыва, автор программы, воззвания и устава Конгресса единого человечества (цель – религ., филос., нац. и политич. терпимость), который состоялся в рамках Всемирной выставки в Париже 1900. Чл. Глуховского уездного к-та Особого совещания о нуждах с.-х. пром-сти (1902–05). В период Революции 1905–07 Н. выступил с инициативой учреждения религ. орг-ции «Всероссийское братство» и светского объединения «Партия мирного прогресса», однако эти замыслы не были реализованы.
После кончины Н. руководство братством перешло к его сестре М. Н. Уманец. Во время 1-й мировой войны братство участвовало в оказании помощи армии, в 1915 принято в Рос. об-во Красного Креста. После Окт. революции 1917 преобразовано в Первую укр. сов. коммуну (1919), затем в с.-х. артель (1923) и колхоз (1924), после чего его руководители подверглись репрессиям, а в 1929 быв. братство было распущено. В 2001 в с. Воздвиженское создан музей «Трудовое братство Н. Н. Неплюева».