МОНАСТЫ́РСКОЕ ХОЗЯ́ЙСТВО
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНАСТЫ́РСКОЕ ХОЗЯ́ЙСТВО, в России хозяйство, которое вели монастыри в своих вотчинах. Его основой являлись монастырские земли. Известно с 11 в. Было ориентировано гл. обр. на произ-во продукции для собств. потребления, однако определённая доля продукции продавалась. Товарность М. х. характерна для монастырей Севера (Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Николо-Корельский, Антониево-Сийский мон.), а также центра страны, имевших вотчины во многих уездах (Троице-Сергиев мон., Иосифо-Волоцкий мон.). Осн. отраслями М. х. являлись земледелие (выращивались гл. обр. рожь и овёс, меньше высевалось пшеницы, ячменя, гороха, льна), животноводство (коневодство, разведение крупного рогатого скота, а также овец, коз и свиней), на Севере – солеварение, рыболовство, оленеводство. Во многих монастырях было развито пчеловодство. Др. важными отраслями М. х. были ремесло (кузнечное, токарное, портняжное, плотницкое дело и др.) и промыслы, в т. ч. иконописный. Преим. с нач. 17 в., чтобы преодолеть последствия Смутного времени, при монастырях стали организовывать ярмарки. Часть с.-х. угодий и рыболовных тоней монастыри сдавали в аренду монастырским крестьянам. У многих монастырей были городские подворья, необходимые для ведения торговли и поддержания связи с органами власти: у небольших монастырей, как правило, в уездных центрах, у средних и крупных – в Москве, в больших торговых городах и вблизи промысловых угодий. Некоторые монастыри заводили пром. предприятия (напр., у Свято-Успенского Свенского мон. близ Брянска была своя железоплавильная печь). В М. х. работали: зависимые от монастыря крестьяне (во 2-й пол. 15 в. ограничено право крестьянского перехода от монастыря к др. землевладельцам, Соборным уложением 1649 крестьяне прикреплены к земле и к землевладельцу до 1764), монастырские слуги (конюхи, пастухи, сторожа и пр.; получали от монастыря жильё, одежду и продовольствие), детёныши (обедневшие крестьяне и бобыли, работники из числа сирот или детей монастырских крестьян и бобылей; обрабатывали пашню, работали на сенокосе, занимались рыбной ловлей и пр.; получали денежное вспомоществование от монастырей), ремесленники (плотники, каменщики, бочары, кузнецы, сапожники, портные и др.; выполняли работу за денежную плату, получали от монастыря жильё и одежду) и др. Иконописцами чаще всего являлись монахи. Земельный надел монастырских крестьян был минимальным, обеспечивал воспроизводство крестьянского хозяйства и ренту монастырю. В 1-й пол. 17 в. барщинные повинности монастырских крестьян превышали барщину в частновладельч. светских имениях по показателям господской запашки на двор и душу монастырского крестьянина. В сер. 18 в. ок. 80% монастырской барщинной запашки концентрировалось в Моск. (ок. 50%) и Новгородской (ок. 30%) губерниях. Общее руководство М. х. осуществляли игумен, келари и соборные старцы (казначей, житник, посельские и конюшенные старцы). Постепенно, особенно в 17 в., их всё чаще заменяли служители из мирян – бельцы. Монастыри получали от вел. князей или царей податные и др. привилегии: право принимать переселенцев из др. мест, освобождение на определённый срок (на 10 или 15 лет) монастыря, его насельников и всех живущих на монастырской земле от выплаты ряда податей государству и пр.
По подсчётам исследователей, сделанным на материалах ряда уездов, в сер. 16 в. монастыри владели незначит. долей земли с зависимыми крестьянами. В 1646 на монастырской земле было ок. 92 тыс., в 1661/62 – св. 87,9 тыс., в 1696 – св. 102,4 тыс. крестьянских дворов; в 17 в. в М. х. было занято св. 500 тыс. душ мужского пола. В 1760-х гг. монастырям принадлежало св. 800 тыс. душ крестьян мужского пола, св. 57% монастырей имели вотчины. Рост М. х. преим. со 2-й пол. 16 в. вызвал секуляризац. попытки светской власти ограничить владения РПЦ и расширить гос. земельный фонд для раздачи его части служилым людям в поместья. В правление Петра I благодаря деятельности Монастырского приказа и созданию Синода (1721) доходы М. х. были поставлены под гос. контроль (отменён во 2-й пол. 1720-х – 1-й пол. 1730-х гг.; частично возобновлён во 2-й пол. 1730-х гг.). В 1740 предпринята попытка заменить монастырскую администрацию направляемыми центр. властью в монастыри «нарочными управителями» (их институт отменён после восшествия на престол в 1741 имп. Елизаветы Петровны); с 1757 вводился обер-офицерский надзор. В сер. 18 в. произ-во зерновых резко снизилось из-за неэффективности барщинного труда и усиления протестных настроений монастырских крестьян (выражались в отказе от несения барщинных и др. повинностей, массовых волнениях). Сокращение денежных доходов монастырей и поступлений в их казну денежной ренты способствовало росту задолженности монастырей перед государством (недоимки подушных сборов). Принятое 16–18.2(27.2–1.3).1762 правительством имп. Петра III решение о полной секуляризации церковных имений не было претворено в жизнь вследствие переворота 28.6(9.7).1762, совершённого в пользу имп. Екатерины II. К нач. 1764, по оценке президента Коллегии экономии кн. Б. А. Куракина, М. х. пришло в «бесплодное разорение». Правительство Екатерины II провело секуляризацию 1764 вотчинных земель (в 1786–88 распространена на территорию Левобережной Украины и часть Правобережной Украины).
В кон. 18 – нач. 19 вв. созданы условия для возрождения М. х., однако право на приобретение крепостных крестьян монастыри не получили. В 1797 указом имп. Павла I каждому монастырю для ведения хозяйства выделялись 30 дес. (33 га) ненаселённой земли, рыбные ловли, а также мельница, в 1805 и 1810 указами имп. Александра I монастырям разрешено приобретать в собственность ненаселённые земли. В правление имп. Николая I монастыри получили новые льготы: на их содержание предоставлялись из казённых земель земельные и лесные участки от 50 до 150 дес. (от 55 до 164 га) (1835), было расширено право монастырей получать пожертвования от частных лиц. В 1860–70-х гг. монастырям из казны на хозяйств. нужды выдано св. 168 тыс. руб.; к кон. 19 в. ежегодные гос. ассигнования на эти цели составили 425 тыс. руб. Кроме монастырей, хозяйств. деятельность вели также архиерейские дома и церкви. К 1917 в собственности духовенства находилось 82 спец. предприятия по произ-ву предметов церковного обихода. В 1917–22, после Окт. революции 1917, в ходе установления Сов. власти и проведения экономич. преобразований церковно-монастырское имущество было конфисковано и национализировано. В 1990–2010-х гг. М. х. стало возрождаться.