МА́ЛЫШЕВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ЛЫШЕВ Вячеслав Александрович [3(16).12.1902, г. Усть-Сысольск Вологодской губ. (ныне г. Сыктывкар) – 20.2.1957, Москва], сов. гос. деятель, организатор воен. пром-сти, Герой Соц. Труда (1944), ген.-полк. инженерно-танковой службы (1945). Окончил Моск. механико-машиностроит. ин-т им. Н. Э. Баумана (1934, ныне МГТУ). С 1934 работал на Коломенском паровозостроит. заводе, с 1938 его директор. Член ЦК ВКП(б) с 1939. Нарком тяжёлого машиностроения СССР (1939–40). Заместитель председателя СНК СССР (1940–1944), курировал работу машиностроительной пром-сти. Одновременно нарком среднего машиностроения СССР (1940–41).
В начале Вел. Отеч. войны предложил меры по расширению произ-ва танков, утверждённые первыми постановлениями ГКО от 1.7.1941. Нарком танковой пром-сти СССР (1941–42; 1943–45). Один из гл. организаторов эвакуации танкостроит. предприятий в тыловые районы. По предложению М. в июле 1941 ГКО принял решение использовать для размещения эвакуируемого оборудования танковых заводов Уральский вагоностроит. завод (г. Нижний Тагил), ставший самым крупным производителем танков в СССР. По решению М. на танковых заводах широко внедрялись автоматич. сварка, литьё в многоразовые формы, конвейерная сборка, автоматич. и специализир. станки и пр., что способствовало переходу заводов к массовому произ-ву. 14.7.1942 освобождён от поста наркома танковой пром-сти из-за невыполнения сверхнапряжённого плана произ-ва танков, не учитывавшего реальные возможности предприятий. В апр. 1943 М. обратился к И. В. Сталину с письмом, в котором предложил ряд мер, необходимых для создания сов. воен. пром-стью средств противодействия новым герм. тяжёлым танкам (утверждены постановлениями ГКО), в частности разработку и произ-во сов. тяжёлых танков и САУ с 85-мм пушками, подкалиберных снарядов. С 28.6.1943 вновь нарком танковой пром-сти. Способствовал внедрению в произ-во тяжёлого танка ИС-2, модификации танка Т-34 с 85-мм пушкой и др. В 1945–47 возглавлял Наркомат (с 1946 мин-во) транспортного машиностроения (образован из Наркомата танковой пром-сти), способствовал организации произ-ва тепловозов. Одновременно с дек. 1945 во главе секции № 2 Инж.-технич. совета Спец. к-та при ГКО СССР (с апр. 1946 Науч.-технич. совета Первого гл. управления при СМ СССР) курировал проектирование и строительство заводов по обогащению урана газодиффузионным методом.
Зам. пред. СМ СССР (дек. 1947 – март 1953; дек. 1953 – дек. 1956). Пред. Гос. к-та СМ СССР по внедрению передовой техники в нар. хозяйство (янв. – дек. 1948; янв. – март 1949). Мин. судостроит. пром-сти СССР (янв. 1950 – окт. 1952). Обеспечил значит. рост произ-ва ПЛ, эсминцев и лёгких крейсеров за счёт сборки цельносваренных корпусов из объёмных секций сварным кольцевым стыковочным швом. По предложению М. в 1952 принято решение о разработке первой сов. ПЛ с ядерной энергетической установкой. Чл. Президиума ЦК КПСС (1952–53). Мин. транспортного и тяжёлого машиностроения СССР (март – июнь 1953). Мин. среднего машиностроения СССР (1953–55), объединившего атомную и ракетную пром-сть. Пред. гос. комиссии по испытанию первой сов. термоядерной бомбы (12.8.1953). Организовал серийное произ-во атомных бомб. Способствовал развитию атомной энергетики, в т. ч. строительству первой в СССР атомной электростанции (1954, г. Обнинск), созданию первого в мире надводного корабля с ядерной энергетич. установкой (ледокол «Ленин») и межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Пред. Гос. к-та СМ СССР по новой технике (май 1955 – февр. 1957), 1-й зам. пред. Гос. экономич. комиссии по текущему планированию нар. хозяйства (дек. 1956 – февр. 1957).
Гос. пр. СССР (1945, дважды). Награждён 4 орденами Ленина, орденом Кутузова 1-й степени (1945), орденом Суворова 1-й степени (1945).
Урна с прахом М. – в Кремлёвской стене.