Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛО́НДОНСКАЯ КОНВЕ́НЦИЯ 1827

Авторы: М. А. Чепёлкин

ЛО́НДОНСКАЯ КОНВЕ́НЦИЯ 1827, о кол­лек­тив­ном по­сред­ни­че­ст­ве Рос. им­пе­рии, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции в уре­гу­ли­ро­ва­нии кон­флик­та ме­ж­ду Ос­ман­ской им­пе­ри­ей и вос­став­ши­ми про­тив тур. гос­под­ства гре­ка­ми (см. в ст. Гре­че­ская на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ная ре­во­лю­ция 1821–29), а так­же об об­ра­зо­ва­нии ав­то­ном­но­го греч. го­су­дар­ст­ва. За­клю­че­на в ре­зуль­та­те пе­ре­го­во­ров, на­ча­тых по ини­циа­ти­ве Рос­сии и Ве­ли­ко­бри­та­нии, на ос­но­ве по­ложе­ний, оп­ре­де­лён­ных Пе­тер­бург­ским про­то­ко­лом 1826. Под­пи­са­на 24 ию­ня (6 ию­ля) в Лон­до­не рос. чрез­вы­чай­ным и пол­но­моч­ным по­слом в Ве­ли­ко­бри­та­нии кн. Х. А. Ли­ве­ном, франц. по­слом кн. О. Ж. А. де По­линь­я­ком и брит. статс-сек­ре­та­рём по иностр. де­лам лор­дом Дж. У. Дад­ли. Л. к. со­стоя­ла из 7 ста­тей и до­пол­нит. сек­рет­ной ста­тьи. Как и Пе­терб. про­то­кол 1826, вклю­ча­ла: тре­бо­ва­ния пре­дос­та­вить Гре­ции ав­то­но­мию при со­хра­не­нии вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти от Тур­ции в фор­ме вы­пла­ты ей еже­год­ной да­ни, пре­дос­та­вить гре­кам пра­во вы­ку­пать тур. соб­ст­вен­ность на ма­те­ри­ке и ост­ро­вах; со­дер­жа­ла ре­ше­ние о не­об­хо­ди­мо­сти оп­ре­де­лить бу­ду­щие гра­ни­цы греч. го­су­дар­ст­ва на даль­ней­ших пе­ре­го­во­рах. Со­глас­но Л. к., свои ус­ло­вия сто­ро­ны бы­ли на­ме­ре­ны из­ло­жить в со­вме­ст­ной дек­ла­ра­ции, ко­то­рую по­слы трёх дер­жав в Стам­бу­ле (Кон­стан­ти­но­по­ле) долж­ны бы­ли на­пра­вить тур. пра­ви­тель­ст­ву. При об­су­ж­де­нии до­пол­нит. сек­рет­ной ста­тьи, на­ме­чав­шей дей­ст­вия сто­рон в слу­чае не­уда­чи по­сред­нич. мис­сии, Рос­сия на­стаи­ва­ла на кон­крет­ных во­ен. ме­рах, а Фран­ция и Ве­ли­ко­бри­та­ния стре­ми­лись ук­ло­нить­ся от обя­за­тельств во­ен. ха­рак­те­ра. В ре­зуль­та­те бы­ла при­ня­та рас­плыв­ча­тая фор­му­ли­ров­ка: сто­ро­ны со­гла­ша­лись при­нять все ме­ры к за­клю­че­нию пе­ре­ми­рия ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми кон­флик­та, но без вме­ша­тель­ст­ва в во­ен. дей­ст­вия. В Л. к. осо­бо ого­ва­ри­ва­лось, что при от­ка­зе Ос­ман­ской им­пе­рии от по­сред­ни­че­ст­ва трёх дер­жав они про­де­мон­ст­ри­ру­ют сбли­же­ние с гре­ка­ми, ус­та­но­вят с ни­ми тор­го­вые от­но­ше­ния и на­пра­вят в Гре­цию кон­суль­ских аген­тов.

Во ис­пол­не­ние ус­ло­вий Л. к. по­слы Рос­сии, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции 4(16) и 19(31) авг. на­пра­ви­ли тур. пра­ви­тель­ст­ву кол­лек­тив­ную но­ту, в ко­то­рой со­дер­жа­лись тре­бо­ва­ние к Тур­ции за­клю­чить пе­ре­ми­рие с вос­став­ши­ми гре­ка­ми и пред­ло­же­ние трёх дер­жав о по­сред­ни­че­ст­ве в тур.-греч. кон­флик­те (не бы­ли при­ня­ты тур. сто­ро­ной, ко­то­рая от­ка­за­лась об­су­ж­дать греч. во­прос, а так­же, в свою оче­редь, зая­ви­ла, что не бу­дет вы­пол­нять ус­ло­вия Ак­кер­ман­ской кон­вен­ции 1826). По­сле это­го к бе­ре­гам п-ова Пе­ло­пон­нес бы­ли на­прав­ле­ны со­юз­ные (рос., брит., франц.) во­ен­.-мор. эс­кад­ры с це­лью по­ме­шать пе­ре­бро­ске тур. войск из Егип­та на ма­те­рик. Не­же­ла­ние Тур­ции под­чи­нять­ся ре­жи­му бло­ка­ды при­ве­ло к На­ва­рин­ско­му сра­же­нию 1827, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го со­еди­нён­ный тур.-егип.-ту­нис. флот был унич­то­жен рос.-брит.-франц. фло­том. Окон­чат. от­каз Тур­ции вы­пол­нять Ак­кер­ман­скую кон­вен­цию 1826 (о чём она объ­я­ви­ла в дек. 1827) и Л. к. стал по­во­дом к на­ча­лу рус.-тур. вой­ны 1828–29 (см. в ст. Рус­ско-ту­рец­кие вой­ны). 10(22).3.1829 в Лон­до­не Рос­сия, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция под­пи­са­ли спец. про­то­кол, уточ­нив­ший по­ло­же­ния Л. к. о гра­ни­цах бу­ду­ще­го греч. го­су­дар­ст­ва и его от­но­ше­ни­ях с Тур­ци­ей. Тре­бо­ва­ния Л. к. и Лон­дон­ско­го про­то­ко­ла 1829 при­зна­ны Тур­ци­ей и за­кре­п­ле­ны в рус.-тур. Ад­риа­но­поль­ском ми­ре 1829, в раз­ви­тие ко­то­ро­го 22.1(3.2).1830 тре­мя дер­жа­ва­ми под­пи­сан оче­ред­ной Лон­дон­ский про­то­кол, объ­я­вив­ший Гре­цию не­за­ви­си­мым го­су­дар­ст­вом, но, по на­стоя­нию Ве­ли­ко­бри­та­нии, с уре­зан­ны­ми гра­ни­ца­ми.

Ис­точн.: Мар­тенс Ф. Ф. Со­б­ра­ние трак­та­тов и кон­вен­ций, за­клю­чен­ных Рос­си­ею с ино­стран­ны­ми дер­жа­ва­ми. СПб., 1895. Т. 11; Внеш­няя по­ли­ти­ка Рос­сии XIX и на­ча­ла XX в. Сер. 2. М., 1992. Т. 7.

Лит.: Фа­де­ев А. В. Рос­сия и вос­точ­ный кри­зис 20-х гг. XIX в. М., 1958; Шпа­ро О. Б. Ос­во­бо­ж­де­ние Гре­ции и Рос­сия (1821–1829). М., 1965; Ме­ж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния на Бал­ка­нах, 1815–1830 гг. М., 1983; Ви­но­гра­дов В. Н. Ве­ли­ко­бри­та­ния и Бал­ка­ны: от Вен­ско­го кон­грес­са до Крым­ской вой­ны. М., 1985; Ки­ня­пи­на Н. С. Внеш­няя по­ли­ти­ка Ни­ко­лая I // Но­вая и но­вей­шая ис­то­рия. 2001. № 1; Ай­ра­пе­тов О. Р. Внеш­няя по­ли­ти­ка Рос­сий­ской им­пе­рии, 1801–1914 гг. М., 2006.

Вернуться к началу