МАЛЬЦО́В СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛЬЦО́В Сергей Иванович [1810–21.12.1893(2.1.1894), имение Симеиз в Ялтинском у. Таврической губ.; похоронен в с. Дятьково Брянского у. Орловской губ.], рос. предприниматель, ген.-м. (1849). Дворянин. Из рода Мальцовых. Получил хорошее домашнее образование (в числе учителей был И. М. Снегирёв). Служил в Кавалергардском полку (1829–33), адъютант принца П. Г. Ольденбургского (1834–53). Одновременно активно участвовал в семейном деле, после выхода в отставку поселился в Дятькове, в 1854 записался в купцы 1-й гильдии. Уделял большое внимание технико-технологич. перестройке своих заводов. В 1841 на Людиновском заводе организовал произ-во первых отеч. рельсов (для Николаевской ж. д.), в 1840-е гг. впервые в Европе применил пудлингование на древесном угле, в 1843 на Нижне-Песоченском заводе впервые в России наладил произ-во чугунной эмалиров. посуды. М. – один из пионеров отеч. машиностроения; в 1850-е гг. на модернизиров. Людиновском заводе, а также на вновь построенных им Ивано-Сергиевском (на р. Болва в Жиздринском у. Калужской губ.) и Радицком (близ г. Брянск) заводах началось произ-во оборудования для пром. предприятий, с.-х. техники, паровиков, паровых двигателей, пароходов, локомобилей и др.; в период Крымской войны 1853–56 налажено произ-во пушечных лафетов, впервые в России созданы винтовые двигатели для воен. кораблей и пущена газовая печь мартеновской системы. С 1868 на Мальцовских заводах изготавливались паровозы, ж.-д. вагоны и платформы, в 1870-е гг. началось пром. использование каменного угля.
К нач. 1860-х гг. под рук. М. сложился т. н. Мальцовский, или Дятьковско-Людиновский, пром. р-н, включавший 20 крупных заводов и ок. 130 мелких предприятий (всего на них было занято 13–15 тыс. рабочих). Они располагались на территории протяжённостью ок. 120 км с севера на юг и ок. 80 км с запада на восток с развитой внутр. инфраструктурой. В пределах Мальцовского пром. р-на в 1871 запущена в действие первая в России частная телеграфная, а вскоре и телефонная связь. С 1877 строились узкоколейные железные дороги, связавшие все крупные предприятия Мальцовского пром. р-на.
М. придавал большое значение улучшению условий труда и жизни рабочих, в заводских центрах открывал и содержал школы и технич. уч-ща. В нач. 1860-х гг. он ввёл для внутр. расчётов собств. денежные знаки («мальцовки»), которые использовались и за пределами Мальцовского пром. р-на; в нач. 1870-х гг. их выпуск был запрещён, однако они продолжали находиться в обращении, с 1875 выкупались М. Некоторые современники, отмечавшие высокий уровень организации произ-ва и жизни населения Мальцовского пром. р-на, называли его «Русской Америкой» (в 1882 в ж. «Русская мысль» опубликована серия очерков под общим назв. «Америка в России» о предприятиях С. И. Мальцова, написанная по его заказу Вас. И. Немировичем-Данченко).
В связи с финансовыми трудностями в 1875 М. учредил Мальцовское промышленно-торговое т-во, пайщиками которого стали он сам, его сыновья и ближайшие родственники. В 1884, в результате развода с женой, Анастасией Николаевной (урождённой княжной Урусовой; 1820–94), и разрыва с детьми, М. был отстранён от дел своими родственниками, после чего жил в своём имении Симеиз. В 1888 его фирма признана несостоятельным должником, в 1894 для приобретения принадлежавших ей предприятий образовано Акционерное об-во Мальцовских заводов.
Поч. чл. Об-ва для содействия рус. торговли и пром-сти (1875).