ЛИХАЧЁВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИХАЧЁВ Иван Алексеевич [3(15).6.1896, слобода Озеренская Венёвского у. Тульской губ., ныне Венёвского р-на Тульской обл. – 24.6.1956, Москва], сов. гос. и хозяйств. деятель, организатор автомобилестроения. С 1911 работал на Путиловском заводе в С.-Петербурге. В 1915, в ходе 1-й мировой войны, призван на воен. службу в Балтийском флоте. В 1917 вступил в ВКП(б), в Красную гвардию в Гельсингфорсе. В 1918–1921 в РККА, ком. отряда и уполномоченный ВЧК в Москве. В 1921–26 управляющий делами Моск. губернского совета профсоюзов. В 1926–39 и в 1940–50 директор 1-го гос. автомобильного завода (быв. Автомобильного моск. об-ва) [с 1931 завод им. И. В. Сталина (ЗИС), с 1956 – им. И. А. Лихачёва (ЗИЛ), ныне Акционерное моск. об-во «Завод им. Лихачёва» (АМО «ЗИЛ»)]. Один из гл. инициаторов расширения и руководитель реконструкции (первая – в 1929–31) завода с целью организации преим. из отеч. материалов массового конвейерного произ-ва грузовых автомобилей, не уступающих европ. образцам. Неоднократно выезжал в Европу и США для изучения достижений автомобильного произ-ва, организации труда конвейерным способом. В ходе второй реконструкции (1933–37) стремился создать условия для самостоят. проектирования машин (выпускались по лицензии итал. фирмы «Фиат», купленной в 1916 быв. владельцами и строителями завода Рябушинскими, затем по лицензионной версии амер. грузовиков «Autocar»), совершенствования технологии и расширения типажа выпускаемых автомобилей. Наладил конвейерное произ-во из отеч. деталей грузовиков АМО-3 (с 1931), ЗИС-5 (с 1934) и его модификаций, первого отеч. 7-местного лимузина ЗИС-101 по натурному образцу амер. легкового автомобиля «Бьюик» (с 1936). К кон. 1938 руководимый Л. ЗИС выпускал в год ок. 70 тыс. машин разл. моделей и их модификаций, спроектированных заводскими конструкторами. Нарком среднего машиностроения СССР (1939–40). Чл. ЦК ВКП(б) (1939–41; в 1956 кандидат в члены ЦК КПСС).
В Вел. Отеч. войну руководил эвакуацией значит. части предприятия [в 1941 завод с оставшимся оборудованием был подготовлен к ликвидации, но продолжал работать, выпуская снаряды, мины, миномёты, пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ)], созданием 4 филиалов, впоследствии выросших в самостоят. производства: Миасский автомоторный (ныне Уральский автомобильный) завод (автомобили «Урал»), Ульяновский автомобильный завод (автомобили УАЗ), Челябинский кузнечно-прессовый и Шадринский автоагрегатный заводы. В 1942 добился возобновления на ЗИСе выпуска грузовых автомобилей ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, санитарных автобусов ЗИС-16С, организовал сборку поступавших из США по ленд-лизу «студебеккеров» – автомобилей повышенной проходимости.
Руководил третьей реконструкцией завода (1946–49) для произ-ва грузовых автомобилей ЗИС-150, ЗИС-151, гор. автобусов ЗИС-154, ЗИС-155, велосипедов «Прогресс» и первых в СССР холодильников ТХ-2 «ЗИС-Москва». Сторонник сокращения количества плановых показателей и отчётной документации, предоставления большей самостоятельности предприятиям и их руководителям. Снят с поста директора в связи с арестами сотрудников ЗИСа по т. н. делу о Евр. антифашистском к-те. В 1950–53 директор завода № 41 Мин-ва авиационной пром-сти СССР (ныне ОАО «Моск. машиностроит. завод "Авангард"»), осуществил модернизацию предприятия. В 1953–56 мин. автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР.
Гос. пр. СССР (1949). Награждён орденами Ленина (1933, 1944, 1946, 1949, 1956).
Урна с прахом – в Кремлёвской стене.