КО́ДСКОЕ КНЯ́ЖЕСТВО
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ДСКОЕ КНЯ́ЖЕСТВО (Кода), одно из раннегосударственных образований таёжных угров (остяков) в юж. части Нижнего Приобья (территория в целом совпадает с границами совр. Октябрьского р-на Ханты-Мансийского автономного окр.). Сложилось в 1-й пол. 2-го тыс. Центр – Кодский городок. По сведениям разл. источников, в К. к. насчитывалось от 8 до 14 населённых пунктов-городков (ряд городищ исследован археологами). Городки-крепости строились преим. на высоком правом берегу р. Обь (т. н. Белогорский материк), имевшей важное транспортное и торговое значение. Их гарнизоны контролировали русло Оби. Одно из самых известных нижнеобских городищ – Шеркалы I – остатки «города Соркорда», упомянутого в 1557 в грамоте рус. царя Ивана IV Васильевича Грозного.
Впервые К. к. и имена его правителей встречаются в Вологодско-Пермской летописи в связи с походом рус. рати (1483–84) под команд. воевод И. И. Салтыка Травина и кн. Ф. С. Курбского Чёрного за Урал. Среди пленённых ими предводителей местных народов упоминается «большой» кодский кн. Молдан. В 1583, во время похода Ермака Тимофеевича в Сибирь, между казаками и правителем К. к. кн. Алачом (Алачеем) был заключён союз. Стороны договорились, что кодские остяки не будут препятствовать прохождению через территорию княжества казачьих отрядов, возвращавшихся из Сибири на рус. земли. Установление тесных связей между кланом Алачевых и рус. властями постепенно привело к установлению вассальной зависимости К. к. от Рус. гос-ва. Кодские князья имели право на выполнение судебных функций и сбор ясака в своих владениях, кроме того, «за службу в Сибирской земле» им были пожалованы новые волости (Емдырская, Ваховская, Вас-Пуколская и Кол-Пуколская). Рус. администрация терпимо относилась к двоеверию кодских князей, которые, с одной стороны, почитали и хранили языч. святыню – «палтыш-болван», а с другой – обращались в христианство и разрешили построить на территории Кодского городка первые в Приобье храмы – Троицкую ц. (1600) и ц. Святых Зосимы и Савватия (1602).
Рус. цари опирались на правителей К. к., укрепляя свою власть на вост. территориях Рус. гос-ва. В 1590-х гг. при участии кодских остяков было завершено покорение Пелымско-Кондинского кн-ва (см. в ст. Кондинское княжество), предпринято неск. походов по завоеванию земель в нижнем и среднем течении Оби (Обдорское и Бардаково княжества, Пегая Орда). В 1-й трети 17 в. силы К. к. неоднократно направлялись на восток Сибири, где подавляли сопротивление «государевых изменников» – тунгусов и гуляшей.
Кроме того, выходцы из К. к. помогали в строительстве рус. крепостей на новых землях – городов Берёзова, Сургута, Томска, а также Маковского и Енисейского острогов, возможно, Нарыма и Кетского острога. Особой службой являлись ежегодные походы в западносибирскую лесостепь на Ямыш-озеро за солью. Остяки должны были предоставлять подводы для перевозки царской казны и гонцов.
Стоявшая во главе К. к. семья князей Алачевых делилась на старшую и младшую линии. Население К. к. состояло из служилых остяков, ясачного населения и рабов.
В категорию служилых остяков попадало всё коренное население К. к., за исключением жителей пожалованных волостей. В отличие от последних служилые остяки никогда не платили ясак и вместо него должны были нести воен. службу. Служилое население – своеобразная воен. аристократия – составляло основу войска князей Алачевых. Оно должно было являться по первому зову своих правителей. Во время воен. походов князья выдавали им из своих арсеналов доспехи, шлемы, снабжали деньгами, провиантом, собаками и др. За это князья получали существенную долю воен. трофеев, чем покрывали воен. расходы. Служилое население, не участвовавшее в воен. походах, платило князю «поминки» мехами в качестве своеобразного вида полудобровольных подношений.
Ясачное население проживало в пожалованных кодским князьям Емдырской, Ваховской, Вас-Пуколской и Кол-Пуколской волостях. Ясак взимался преим. в виде пушнины. Право кодских князей на сбор дани оставалось бесспорным до 1628, когда рус. власти потребовали с внука кн. Алача – кн. Михаила Игичеевича (? – 1632) роспись его ясачных людей. Подозревая, что он утаил часть своих подданных, тобольские воеводы послали собирать ясак со всех остяков, оказавшихся «сверх князь-Михайловой росписи», что вызвало сопротивление кодского князя.
В категорию рабов попадали обнищавшее и задолжавшее ясачное население, военнопленные. Холопы выполняли работы в домашнем хозяйстве, наряду с обедневшими остяками косили сено и заготавливали строевой (хоромный) лес.
Попытка кодского кн. Дмитрия Михайловича в 1630-х гг. заменить «поминки» оброком означала фактич. изъятие привилегий воен. аристократии, которая в 1643 низложила князя. Княжеские вотчины были отписаны на рус. царя, К. к. окончательно утратило политич. самостоятельность, на его территории учреждена волость Кодские городки.