КА́ЗИ МИХАИЛ ИЛЬИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ЗИ Михаил Ильич [24.10(5.11).1839, Севастополь – 24.6(6.7).1896, Нижний Новгород; похоронен в С.-Петербурге], рос. судостроитель, один из организаторов торгового мореходства, обществ. деятель, экономист. Дворянин. Из семьи мор. офицера греч. происхождения. Окончил Черноморскую гардемаринскую школу в Николаеве (1858). В 1858–75 на службе в Рус. об-ве пароходства и торговли (РОПиТ). Городской голова Севастополя (1874–76), совм. с градоначальником П. А. Перелешиным добился выделения средств на строительство больницы, водопровода, организацию пожарной части. Под рук. К. устроен коммерч. порт в Юж. бухте Севастополя. По инициативе К. открыта линия пароходного сообщения Севастополь – Стамбул, в Севастополе учреждено Об-во взаимного кредита. К. добился создания первого среднего учебного заведения в городе – Константиновского реального уч-ща.
Управляющий Балтийским судостроит. и механич. заводом в С.-Петербурге (1876–93; в этот период принадлежал Рус. акционерному Балтийскому железоделательному, судостроит. и механич. об-ву; ныне ОАО «Балтийский завод»). К. провёл полную технич. реконструкцию предприятия. Получил крупные казённые заказы и обеспечил участие завода в реализации долгосрочной программы строительства океанского воен. флота (1882). Был обвинён гл. командиром С.-Петерб. порта Г. И. Бутаковым в чрезмерном расходовании казённых средств. К. впервые в отеч. практике для разбирательства трудовых споров учредил должности рабочих депутатов («цеховых»). Под рук. К. Балтийский завод превратился в крупнейшее в России судостроит. предприятие (годовая производительность возросла почти в 3 раза), на нём были построены св. 40 воен. кораблей общим водоизмещением св. 40 тыс. т.
Одновременно К. был управляющим электромеханич. заводом Т-ва электрич. освещения «П. Н. Яблочков-изобретатель и Ко» (1879), содействовал развитию электротехники и практич. применению электричества. Чл. (с 1876), затем вице-пред. Об-ва для содействия рус. пром-сти и торговле; один из учредителей и первый пред. (1887) Постоянной совещат. конторы железозаводчиков.
К. придавал особое значение торговому и таможенному протекционизму. При этом считал необходимым привлекать иностр. капиталы, широко внедрять в произ-во передовой зарубежный опыт и технич. знания. Сторонник жёсткой позиции России на переговорах о торговом договоре с Германией в нач. 1890-х гг. («По поводу таможенной войны с Германией», 1893). Пред. Комиссии о мерах к поощрению рус. торгового мореходства и судостроения (1894). Чл. Особого по портовым делам присутствия (1895) и др. совещаний и комиссий по вопросам отеч. торгового флота. Выступал за предоставление рос. судоходным компаниям исключит. права осуществлять большой и малый каботаж.
Чл. (с 1881) и пред. (с 1884) правления Т-ва Архангельско-Мурманского срочного пароходства, которому принадлежала ведущая роль в обеспечении перевозок в бассейнах Белого и Баренцева морей. Под рук. К. Товарищество открыло новые регулярные линии, создало береговую инфраструктуру. К. придавал большое воен.-стратегич. значение созданию крупного порта на Мурмане. В 1894 сопровождал мин. финансов С. Ю. Витте в поездке вдоль сев. побережья Европ. части России с целью изучения возможности сооружения там базы ВМФ; участвовал в подготовке Всеподданнейшего доклада Витте по этому вопросу (проект Кази – Витте был отклонён). В 1895 представил Николаю II записку, в которой обосновывал необходимость строительства кораблей для отеч. ВМФ только в России, увеличения ассигнований на подготовку воен. моряков и т. д. Предложения К. были положительно приняты императором, однако реализованы не были.
Товарищ пред. Постоянной комиссии по технич. образованию при Рус. технич. об-ве (РТО; 1890–94), пред. РТО (1894–1896). Организатор съездов по технич. и проф. образованию (1889/90, С.-Петербург; 1895/96, Москва). Один из организаторов съезда деятелей печатного дела (1895, С.-Петербург) и проводившихся при РТО отраслевых выставок.
В 1896 РТО учредило фонд имени М. И. Кази на нужды низшего технич. образования, в 1897 – премию и медаль имени М. И. Кази за лучшее исследование или изобретение в области техники и его практич. применение.