Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЖЕ́ВСК

Авторы: Т. А. Васина (история)

ИЖЕ́ВСК, го­род в Рос­сии, сто­ли­ца Уд­мур­тии. Нас. 615,7 тыс. чел. (2007). Рас­по­ло­жен в юж. час­ти рес­пуб­ли­ки, на р. Иж. Узел же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Аэ­ро­порт.

Панорама города. Фото Н. А. Глухова
Свято-Михайловский собор. 1897–1907. Архитектор И. А. Чарушин. Воссоздан в 2007. Фото Н. В. Пороховой

Воз­ник в 1760 как пос. Ижев­ский За­вод при же­ле­зо­де­ла­тель­ном за­во­де, ос­но­ван­ном гр. П. И. Шу­ва­ло­вым в со­от­вет­ст­вии с ука­зом имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны от 15(26).9.1757. В 1763 за­вод стал ка­зён­ным, на­хо­дил­ся в ве­де­нии Берг-кол­ле­гии. Вы­пус­кал же­ле­зо и сталь разл. сор­тов для Туль­ско­го и Се­ст­ро­рец­ко­го ору­жей­ных за­во­дов, во вре­мя Пу­га­чё­ва вос­ста­ния 1773–75 раз­ру­шен вос­став­ши­ми, в 1775 вос­ста­нов­лен. В 1807 на пред­при­ятии об­ра­зо­ван от­дел для про­из-ва ору­жия, в 1808 за­вод пе­ре­шёл в ве­де­ние Во­ен. мин-ва (до 1815 Мин-во во­ен­но-су­хо­пут­ных сил). В 1860–80-х гг. Ижев­ский ору­жей­ный и ста­ле­де­ла­тель­ный за­вод не­од­но­крат­но сда­вал­ся в арен­ду, в 1918–35 на­зы­вал­ся Ижев­ские ору­жей­ный и же­ле­зо­де­ла­тель­ный за­во­ды, в 1935–37 за­вод № 10, в 1937–39 за­вод № 180. В 1939 пред­при­ятие бы­ло раз­де­ле­но на два са­мо­сто­ят. за­во­да: Со­юз­ный гос. ме­тал­лур­гич. за­вод № 71 (с окт. 1944 Ижев­ский ме­тал­лур­гич. за­вод, с 1972 Ижев­ский ме­тал­лур­гич. за­вод им. 50-ле­тия СССР, с 1979 ПО «Иж­сталь» им. 50-ле­тия СССР, в 1991 ак­цио­ни­ро­ва­но, с 1998 ОАО «Иж­сталь») и Со­юз­ный гос. ма­ши­но­строи­тель­ный за­вод № 74 (с 1952 Ижев­ский ма­ши­но­стро­ит. за­вод, с 1975 ПО «Иж­маш», с 1987 ПО «Иж­маш» им. Д. Ф. Ус­ти­но­ва, в 1991 ак­цио­ни­ро­ва­но, с 1.6.2007 ОАО «Ижев­ский ма­ши­но­стро­ит. за­вод»). За­вод из­го­тов­лял разл. ви­ды ору­жия: крем­нё­вые ру­жья, пис­то­ле­ты, шты­ки, с 1845 – ру­жья с удар­ным зам­ком (впер­вые в Рос­сии), с 1857 – шес­ти­ли­ней­ные вин­тов­ки, с 1860-х гг. – на­рез­ное ору­жие, с 1870 – вин­тов­ки Бер­да­на № 2. В 1809–66 из­го­тов­ле­но ок. 1 млн. ру­жей и вин­то­вок – треть всей ору­жей­ной про­дук­ции Рос. им­пе­рии. С 1885 на­чат мас­со­вый вы­пуск охот­ничь­их ру­жей (ок. 30 разл. сис­тем), с 1891 – трёх­ли­ней­ной вин­тов­ки С. И. Мо­си­на и всех её раз­но­вид­но­стей (пе­хот­ных, дра­гун­ских, ка­зачь­их, учеб­ных вин­то­вок). В 1-ю ми­ро­вую вой­ну вы­пус­ка­лось до 2 тыс. ство­лов в су­тки (в осн. вин­тов­ки сис­те­мы Мо­си­на). В 1916 че­рез И. про­шла ж.-д. ли­ния Аг­рыз – Ижевск – Вот­кинск, свя­зав­шая его с Мо­с­ков­ско-Ка­зан­ской ж. д.

Здание Арсенала. 1823–25. Архитекторы С. Е. Дудин, А. П. Белянинов и др. Фото Н. В. Пороховой

27.10(9.11).1917 власть в пос. Ижев­ский За­вод пе­ре­шла в ру­ки Со­ве­та ра­бо­чих, сол­дат­ских и кре­сть­ян­ских де­пу­та­тов. 21.2.1918 по­сё­лок по­лу­чил ста­тус го­ро­да (ут­верж­дён ВЦИК 6.7.1925). Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22 И. стал од­ним из цен­тров Ижев­ско-Вот­кин­ско­го вос­ста­ния 1918. В апр. 1919 он был за­нят вой­ска­ми адм. А. В. Кол­ча­ка, 7 ию­ня то­го же го­да взят си­ла­ми РККА. До 1921 центр двух во­ло­стей (На­гор­ной и За­реч­ной) Са­ра­пуль­ско­го у. Вят­ской губ. С 1921 уезд­ный центр Вот­ской (с 1932 – Уд­мурт­ской) АО, в 1934–91 сто­ли­ца Удм. АССР, с 1991 сто­ли­ца Удм. Рес­пуб­ли­ки.

Ижевск. Памятник А. Ф. Дерябину. 1907. Скульптор И. Н. Ситников (вид до реставрации). Фото Н. В. Мазеина

В хо­де ин­ду­ст­риа­ли­за­ции в 1932 в И. по­строе­ны опыт­ные мо­то­цик­лет­ные мас­тер­ские (в 1933 на их ос­но­ве соз­дан Ижев­ский гос. мо­то­цик­лет­ный за­вод им. Все­со­юз­но­го об-ва «Ав­то­дор», с 1997 ОАО «Ижев­ский мо­то­за­вод "Ак­си­он-хол­динг"»). Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны в И. был эва­куи­ро­ван ряд пром. пред­при­ятий из Под­мос­ко­вья и УССР. На ба­зе двух эва­куи­ро­ван­ных за­во­дов (Туль­ско­го ору­жей­но­го № 314 и По­доль­ско­го ма­ши­но­строи­тель­но­го № 460) 20.7.1942 ос­но­ван Ижев­ский ме­ха­нич. за­вод (совр. назв. с 1958), на ко­то­ром на­ла­жен вы­пуск про­ти­во­тан­ко­вых ру­жей В. А. Дег­тя­рё­ва и С. Г. Си­мо­но­ва, ав­то­ма­тич. пис­то­ле­тов Ф. В. То­ка­ре­ва, с 1947 – ав­то­ма­тов М. Т. Ка­лаш­ни­ко­ва, с 1949 – пис­то­ле­та Н. Ф. Ма­ка­ро­ва и спор­тив­но-охот­ничь­е­го ору­жия, с 1950 на­ча­лось круп­но­се­рий­ное про­из-во точ­но­го сталь­но­го ли­тья по вы­плав­ляе­мым мо­де­лям, с 1954 – вы­пуск из­де­лий для гор­но-шахт­но­го де­ла, с 1958 – про­из-во ра­кет­ной тех­ни­ки и элек­трон­ных сис­тем управ­ле­ния, с 1960-х гг. – дви­га­те­лей для мо­то­цик­лов и ав­то­мо­би­лей. В 1967–97 Ижев­ский ма­ши­но­стро­ит. за­вод вы­пус­кал лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли мо­де­ли ИЖ-412 «Мо­ск­вич» и её раз­но­вид­но­сти, с 1990 – лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли мо­де­ли ИЖ-2126 «Ор­би­та» (за­тем пе­ре­име­но­ва­на в «Оду»). В 1984–1987 И. назы­вал­ся Ус­ти­нов в честь Мар­ша­ла Сов. Сою­за Д. Ф. Ус­ти­но­ва.

Ре­ка Иж с быв. за­во­дским пру­дом де­лит го­род на За­реч­ную (в осн. про­мыш­лен­ную) и На­гор­ную (воз­вы­шен­ную, гл. обр. с жи­лой за­строй­кой) час­ти. С 1809 И. за­страи­вал­ся по ре­гу­ляр­но­му пла­ну (арх. С. Е. Ду­дин и др.). Со­хра­ни­лись де­рев. до­ма с рез­ны­ми на­лич­ни­ка­ми и ка­мен­ные по­строй­ки в сти­ле клас­си­циз­ма: гл. кор­пус же­ле­зо­де­ла­тель­но­го за­во­да (1809–44, арх. Ду­дин), его Ар­се­нал (1823–25, ар­хи­тек­то­ры Ду­дин, А. П. Бе­ля­ни­нов и др.), Алек­сан­д­ро-Нев­ский со­бор (1820–23, арх. Л. Рус­ка, по про­ек­ту арх. А. Д. За­ха­ро­ва, уточ­нён­но­му Ду­ди­ным). По ген­пла­ну 1961 (арх. Г. Е. Алек­сан­д­ров) соз­дан ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-куль­тур­ный центр с До­мом пра­ви­тель­ст­ва (1965) в На­гор­ной час­ти. Зда­ния Дра­ма­тич. те­ат­ра (1945), Рес­пуб­ли­кан­ской б-ки (1958) и др. в сти­ле сов. нео­клас­си­циз­ма, Дво­рец мо­ло­дё­жи (1979). Вос­соз­дан Свя­то-Ми­хай­лов­ский со­бор (2007; был по­стро­ен в 1897–1907, арх. И. А. Ча­ру­шин, сне­сён в 1930-х гг.). Па­мят­ни­ки: гор­но­му инж. А. Ф. Де­ря­би­ну (1907, скульп­тор И. Н. Сит­ни­ков), два­ж­ды Ге­рою Сов. Сою­за лёт­чи­ку Е. М. Кун­гур­це­ву (1949, скульп­тор П. П. Коз­лов­ский), «На­ве­ки с Рос­си­ей» (1972, скульп­тор А. Н. Бур­га­нов, арх. Р. К. То­пу­рид­зе), про­све­ти­те­лю и пи­са­те­лю К. Гер­ду (К. П. Чай­ни­ко­ву) (2005, скульп­тор А. Е. Ани­кин) и др.

Удм. на­уч. центр УрО РАН (1991), вклю­ча­ет ин­сти­ту­ты: ис­то­рии, язы­ка и ли­те­ра­ту­ры (1931; совр. назв. с 1988), фи­зи­ко-тех­ни­че­ский (1983), при­клад­ной ме­ха­ни­ки (1991); фи­ли­ал Ин-та эко­но­ми­ки УрО РАН. Гос. ву­зы: Удм. ун-т (1931; с 1972 совр. назв.), Мед. ака­де­мия (1933; совр. ста­тус с 1995), С.-х. ака­де­мия (1943; совр. назв. и ста­тус с 1995), Тех­нич. ун-т (1952; с 1995 совр. назв.). Нац. б-ка (1918), Рес­пуб­ли­кан­ская б-ка для де­тей и юно­ше­ст­ва (1919), Центр. му­ни­ци­паль­ная б-ка им. Н. А. Не­кра­со­ва (1960; име­ет св. 20 фи­лиа­лов). Му­зеи: Нац. му­зей Удм. Рес­пуб­ли­ки им. К. Гер­да (1920), изо­бра­зит. ис­кусств (1980), Ар­хи­тек­тур­но-эт­но­гра­фич. му­зей-за­по­вед­ник «Лу­дор­вай» (1980; от­крыт в 1997; совр. назв. и ста­тус с 2004), Му­зей­но-вы­ста­воч­ный ком­плекс стрел­ко­во­го ору­жия им. М. Т. Ка­лаш­ни­ко­ва (2004).

Те­ат­ры: Уд­мурт­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та, На­цио­наль­ный уд­мурт­ский (1931), Рус­ский дра­ма­ти­че­ский им. В. Г. Ко­ро­лен­ко и ку­коль­ный (оба 1935), фольк­лор­ной пес­ни «Ай­кай» (1990), мо­ло­дёж­ный «Мо­ло­дой че­ло­век» (1992). Удм. гос. фи­лар­мо­ния (1931). Гос. ан­самбль пес­ни и тан­ца «Итал­мас» (1936). Гос. сим­фо­нич. ор­кестр Уд­мур­тии (1992). Гос. хо­ро­вая ка­пел­ла Уд­мур­тии. Гос. ан­самбль нар. пес­ни, му­зы­ки и тан­ца «Та­нок» (1990). Гос. ор­кестр ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов Уд­мур­тии. Ижев­ский му­ни­ци­паль­ный ка­мер­ный хор им. П. И. Чай­ков­ско­го. Ме­ж­ду­народные фес­ти­ва­ли: им. П. И. Чай­ков­ско­го (еже­год­ный, с 1957), тра­ди­ци­он­ных муз. ин­ст­ру­мен­тов (с 2005). Цирк (1926; с 2003 в но­вом зда­нии). Ре­гу­ляр­но про­хо­дят круп­ные со­рев­но­ва­ния по меж­ду­нар. шаш­кам, в т. ч. мат­чи за зва­ние чем­пио­на ми­ра (1993, 1998, 2003, 2004). В 1998 со­сто­ял­ся чем­пи­о­нат Ев­ро­пы по би­ат­ло­ну.

В И. про­из­во­дит­ся св. 1/2 пром. про­дук­ции Уд­мур­тии. Наи­бо­лее раз­ви­ты про­из-ва обо­рон­но­го ком­плек­са и ма­ши­но­строе­ние (в т. ч. ав­то­мо­би­ле­строе­ние). Ве­ду­щая роль при­над­ле­жит «Ижев­ско­му ма­ши­но­стро­ит. за­во­ду» и пред­при­я­ти­ям груп­пы «Иж­маш», в т. ч. «Ижев­ские мо­то­цик­лы», «Иж­маш­стан­ко» (то­кар­ные, аг­ре­гат­ные, свер­лиль­ные стан­ки, ав­то­ма­ти­че­ские ли­нии и др.), «Ижев­ский ин­ст­ру­мен­таль­ный за­вод» (в т. ч. ме­тал­ло­ре­жу­щий, резь­бо­об­ра­зую­щий, аб­ра­зив­ный ин­ст­ру­мент), «Ижев­ский ору­жей­ный за­вод» (разл. мо­ди­фи­ка­ции ав­то­ма­та Ка­лаш­ни­ко­ва, снай­пер­ские вин­тов­ки, пис­то­лет-пу­ле­мёт и др.), На­уч.-про­из­водств. центр вы­со­ко­точ­ной тех­ни­ки «Иж­маш» (обо­рон­ная про­дук­ция, в т. ч. управ­ляе­мые сна­ря­ды). Др. пред­при­ятия обо­рон­но­го ком­плек­са: элек­тро­ме­ха­нич. за­вод «Ку­пол» (в т. ч. ра­кет­ные ком­плек­сы ТОР-М1, ОСА и зе­нит­но-ра­кет­ные ком­плек­сы), ме­ха­нич. за­вод (стрел­ко­вое и пнев­ма­ти­че­ское ору­жие, мед. тех­ни­ка и др.), мо­то­за­вод «Ак­си­он-хол­динг» (бор­то­вые и на­зем­ные сис­те­мы управ­ле­ния ра­кет­ны­ми ком­плек­са­ми разл. клас­са и ба­зи­ро­ва­ния, вы­со­ко­точ­ное ору­жие, ап­па­ра­ту­ра спец. свя­зи и др.). Ав­то­мобиль­ный за­вод «ИжАв­то» (вхо­дит в Груп­пу «СОК»; про­из-во лег­ко­вых и  ком­мерч. ав­то­мо­би­лей – ВАЗ-21043, ИЖ-27175, сбор­ка лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей кор. ком­па­нии «KIA» – мо­де­ли «Spe­ctra», «Rio» и все­до­рож­ни­ков «So­rento»). Сре­ди др. ма­ши­но­стро­ит. пред­при­ятий: «Бум­маш» (тех­но­ло­гич. ли­нии, обо­ру­до­ва­ние для нефте­га­зо­вой, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной, пи­ще­вой пром-сти), «Иж­неф­те­маш» (ав­то­спец­тех­ни­ка, на­со­сы и на­сос­ные аг­ре­га­ты, неф­те­до­бы­ваю­щее обо­ру­до­ва­ние), под­шип­ни­ко­вый за­вод, «Ре­дук­тор» (сис­те­мы ак­тив­но­го бес­кон­такт­но­го кон­тро­ля, ре­дук­то­ры и др.), груп­па пред­при­ятий «Ижев­ский ра­дио­за­вод» (раз­ра­бот­ка и про­из-во бор­то­вых те­ле­мет­рич. и ра­дио­тех­нич. ком­плек­сов, або­нент­ские тер­ми­на­лы и др.). Ме­тал­лур­гич. за­вод «Иж­сталь» (с 2004 в со­ста­ве ком­па­нии «Ме­чел»; разл. ви­ды сор­то­во­го про­ка­та, по­ков­ки и штам­пов­ки), за­вод пла­ст­масс (од­но из круп­ней­ших рос. пред­при­ятий по пе­ре­ра­ботке по­ли­мер­но­го сы­рья). Мно­го­числ. пред­при­ятия лёг­кой (в т. ч. фаб­ри­ка ху­дож. из­де­лий – ук­ра­шен­ные нац. ор­на­мен­том ков­ры, до­рож­ки, плат­ки) и пи­ще­вой пром-сти; про­из-во строй­ма­те­риа­лов и др.

Лит.: Алек­сан­д­ров А. А. Ижев­ский за­вод: На­уч­но-по­пу­ляр­ный очерк ис­то­рии за­во­да (1760 – фев­раль 1917 гг.). Ижевск, 1957; Ижевск: 1760–1985. До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. Ижевск, 1984; Пе­ре­во­щи­ков А. П. Ижевск: Эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ский и со­ци­аль­ный очерк. Ижевск, 1995; Шу­ми­лов Е. Ф. Го­род на Иже: 1760–2000. Ис­то­ри­че­ская хро­ни­ка с про­ло­гом и эпи­ло­гом, по­ве­ст­вую­щая о слав­ных тра­ди­ци­ях и дра­ма­ти­че­ской ис­то­рии сто­ли­цы Уд­мур­тии. 2-е изд. Ижевск, 1998. Т. 1–2; он же. Го­род ору­жей­ни­ков. 1807–1917. Ижевск, 2002. Т. 1: Два ве­ка «Иж­ма­ша»: Ис­то­ки. Ли­де­ры. Тех­но­ло­гии. Кон­ст­рук­ции. Ди­на­стии. Куль­ту­ра. Быт; Ва­си­на Т. А. Кам­ские за­во­ды: На­се­ле­ние, куль­ту­ра, быт (ко­нец XVIII – пер­вая по­ло­ви­на XIX в.). Ижевск, 2006.

Вернуться к началу