Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДВОРЦЫ́

Авторы: В. Д. Назаров

ДВОРЦЫ́, центр. ве­дом­ст­ва в Моск. ве­ли­ком кня­же­ст­ве и Рус. гос-ве в сер. 15–16 вв. Рас­по­ла­га­лись (кро­ме Нов­го­род­ско­го) в Мо­ск­ве. К Д. пе­ре­шла часть гл. функ­ций пу­тей, пре­ж­де все­го обес­пе­че­ние всех ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей ве­ли­ких и удель­ных кня­зей, их се­мей, двор­цо­во­го ок­ру­же­ния, а так­же управ­ле­ние про­мы­сло­вы­ми ком­плек­са­ми, и в адм., су­деб­ном, по­дат­ном и хо­зяйств. от­но­ше­ни­ях – управление на­се­ле­ни­ем гор. и сель­ских вот­чин, при­над­ле­жав­ших князь­ям на пра­ве лич­ной соб­ст­вен­но­сти и вы­де­лив­ших­ся в 14–15 вв. из гос. зе­мель.

Большой дворец воз­ник, ве­ро­ят­но, в сер. 15 в. (назв. в ис­точ­ни­ках по­яви­лось не ра­нее 1520-х гг.). Его дея­тель­ность рас­про­стра­ня­лась на двор­цо­вые вла­де­ния в боль­шин­ст­ве уез­дов, за ис­клю­че­ни­ем тех, ко­то­рые бы­ли под­кон­троль­ны «об­ла­ст­ным» двор­цам и Каз­не. Об­ла­дал ря­дом важ­ней­ших об­ще­го­су­дар­ст­вен­ных функ­ций: кон­тро­ли­ро­вал вы­да­чу и изъя­тие по­мес­тий, обо­рот свет­ских и ду­хов­ных вот­чин, со­став­ле­ние пис­цо­вых опи­са­ний, вы­да­чу и под­твер­жде­ние им­му­ни­тет­ных гра­мот по­ме­щи­кам, вот­чин­ни­кам и ду­хов­ным ор­га­ни­за­ци­ям. Дья­ки Боль­шо­го двор­ца (из­вест­ные как «ям­ские») со­став­ля­ли гра­мо­ты на «пол­ных» хо­ло­пов и др. Боль­шой дво­рец яв­лял­ся так­же выс­шей по­сле вел. кня­зя су­деб­ной ин­стан­ци­ей для свет­ских и цер­ков­ных зем­ле­вла­дель­цев по боль­шин­ст­ву дел (в т. ч. по ря­ду уго­лов­ных пре­сту­п­ле­ний), а так­же по «сме­ст­ным» де­лам, в ко­то­рых од­ной из сто­рон бы­ли цер­ков­ные ор­га­ни­за­ции. Ве­дал сбо­ром разл. по­шлин и об­роч­ных пла­те­жей, мо­би­ли­за­ци­ей тру­до­вых ре­сур­сов и ма­те­риа­лов для кре­по­ст­но­го строи­тель­ст­ва. Ру­ко­во­ди­те­ли Боль­шо­го двор­ца яв­ля­лись, как пра­ви­ло, при­бли­жён­ны­ми к мо­нар­ху ли­ца­ми, обыч­но из не­ти­ту­ло­ван­ной зна­ти, не­ред­ко – близ­ки­ми род­ст­вен­ни­ка­ми ве­ли­кой кня­ги­ни. На­ря­ду с Каз­ной яв­лял­ся уч­ре­ж­де­ни­ем, из ко­то­ро­го гл. обр. в 1550–70-е гг. вы­де­ли­лось боль­шин­ст­во при­ка­зов. Сам он по­сте­пен­но транс­фор­ми­ро­вал­ся в Боль­шо­го двор­ца при­каз.

«Об­ла­ст­ные» двор­цы сфор­ми­ро­ва­лись на ос­но­ве ве­домств дво­рец­ких по­сле ли­к­ви­да­ции уде­лов. Как центр. ор­га­ны управ­ле­ния они под­чи­ня­лись вел. кн. мо­с­ков­ско­му (с 1547 – ца­рю) и об­ла­да­ли при­мер­но те­ми же функ­ция­ми, что и Боль­шой дво­рец в от­но­ше­нии под­ве­дом­ст­вен­ных им тер­ри­то­рий. Дмит­ров­ский дво­рец (назв. по­яв­ля­ет­ся в ис­точ­ни­ках ме­ж­ду 1534 и 1537) пред­по­ложи­тель­но су­ще­ст­во­вал с кон. 15 в., в 1504–33 – в уде­ле кн. Юрия Ива­но­ви­ча. В 1534–1560-е гг. Дмит­ров­ско­му двор­цу бы­ли под­ве­дом­ст­вен­ны Дмит­ров, Зве­ни­го­род (од­на­ко го­род ино­гда от­да­вал­ся в удел-корм­ле­ние ца­ре­ви­чам Чин­ги­си­дам), Ка­шин, Ру­за с уез­да­ми. Ря­зан­ский дво­рец пред­по­ло­жи­тель­но су­ще­ст­во­вал с кон. 15 в. (но не позд­нее нач. 16 в.). Пер­во­на­чаль­но ве­дал ча­стью Ря­зан­ско­го вел. кн-ва, при­над­ле­жав­шей вел. кн. мо­с­ков­ско­му, а по­сле 1521 – всей тер­ри­то­ри­ей Ря­зан­ско­го вел. кн-ва, примерно с кон. 15 – нач. 16 вв. – так­же Во­лог­дой с уез­дом. Под конт­ро­лем Твер­ско­го двор­ца на­хо­ди­лось при­со­еди­нён­ное к Рус. гос-ву в 1485 Твер­ское вел. кн-во. До 1504 ему бы­ла под­ве­дом­ст­вен­на вся тер­ри­то­рия кня­же­ст­ва, по­сле 1504 и 1519 ряд уез­дов ис­клю­чён из-под его кон­тро­ля, в 1520–50-е гг. ему под­чи­ня­лись Тверь с уез­дом, а так­же Во­лок (Лам­ский), Клин, Рже­ва Во­ло­ди­ме­ро­ва, Тор­жок с уез­да­ми. Гла­ва Твер­ско­го двор­ца счи­тал­ся вто­рым по зна­чи­мо­сти по­сле ру­ко­во­ди­те­ля Боль­шо­го двор­ца. Уг­лич­ский дво­рец пред­по­ло­жи­тель­но воз­ник по­сле аре­ста в 1491 и за­клю­че­ния кн. Ан­д­рея Ва­силь­е­ви­ча Боль­шо­го Го­ряя и его сы­но­вей, ве­дал Уг­ли­чем и Ка­лу­гой (до 1504, по­сле 1521 – в нач. 1560-х гг.), а так­же Бе­жец­ким Вер­хом (по­сле 1518) и Зуб­цо­вым (по­сле 1521). Ни­же­го­род­ский и Ме­щер­ский дво­рец (на­зва­ние встре­ча­ет­ся не позд­нее нач. 16 в.) воз­ник в свя­зи с по­гра­нич­ным по­ло­же­ни­ем Ср. По­вол­жья и мас­со­вым ис­по­ме­ще­ни­ем там вы­ве­ден­цев из Нов­го­ро­да (из чис­ла нов­го­род­ских бо­яр и «жить­их» лю­дей), «лит­вы» (лиц, по­пав­ших в Рус. гос-во в хо­де рус.-ли­тов. войн кон. 15 – 1-й четв. 16 вв.) и др. слу­жи­лых лю­дей. По­сле за­вое­ва­ния Ка­зан­ско­го хан­ст­ва (1552) его тер­ри­то­рия бы­ла под­чи­не­на это­му Д. (ре­аль­но с 1557–58), ко­то­рый пер­во­на­чаль­но по­лу­чил назв. Ни­же­го­род­ско­го, Ме­щер­ско­го и Ка­зан­ско­го; по­сте­пен­но транс­фор­ми­ро­вал­ся в Ка­зан­ско­го двор­ца при­каз. Нов­го­род­ский дво­рец воз­ник не позд­нее 1470-х гг. в свя­зи с осо­бым ста­ту­сом древ­них ве­ли­ко­кня­же­ских вла­де­ний (во­лос­тей) в нов­го­род­ских пя­ти­нах (дво­рец­кий вел. кня­зя в Нов­го­ро­де упо­ми­на­ет­ся в ис­точ­ни­ках на­чи­ная со 2-й четв. 15 в.). Рас­ши­рил двор­цо­вые вла­де­ния в нов­го­род­ских зем­лях и сыг­рал важ­ную роль в мас­со­вом ис­по­ме­ще­нии пе­ре­ве­ден­цев из центр. уез­дов на зем­лях, кон­фи­ско­ван­ных у нов­го­род­ских бо­яр и «жить­их» лю­дей.

Све­де­ния об «об­ла­ст­ных» Д. ис­че­за­ют в нач. 1560-х гг. Боль­шин­ст­во их функ­ций пе­ре­шло к но­вым ве­дом­ст­вам (суд­ным «об­ла­ст­ным» при­ка­зам, а так­же чет­вер­тям), часть – к При­ка­зу Боль­шо­го двор­ца.

Лит.: Зи­мин А. А. О со­ста­ве двор­цо­вых уч­ре­ж­де­ний Рус­ско­го го­су­дар­ст­ва кон­ца XV и XVI вв. // Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки. М., 1958. Т. 63; Ле­он­ть­ев А. К. Об­ра­зо­ва­ние при­каз­ной сис­те­мы управ­ле­ния в Рус­ском го­су­дар­ст­ве. М., 1961; На­за­ров В. Д. Из ис­то­рии цен­траль­ных го­су­дар­ст­вен­ных уч­ре­ж­де­ний Рос­сии се­ре­ди­ны XVI в. // Ис­то­рия СССР. 1976. № 3.

Вернуться к началу