БУТО́МА БОРИС ЕВСТАФЬЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУТО́МА Борис Евстафьевич [28.4(11.5).1907, г. Петровск-Порт Дагестанской обл., ныне Махачкала – 11.7.1976, Москва], сов. гос. деятель, инженер-кораблестроитель. Герой Соц. Труда (1959). Окончил Ленингр. кораблестроит. ин-т (1936). С 1944 гл. инженер, затем директор судостроит. завода в г. Зеленодольск на р. Волга, участвовал в создании кораблей типа «охотник за подводными лодками» (проект 122Б), внедрил поточно-позиционный метод их строительства (Гос. пр. 1949). Нач. Гл. управления Мин-ва судостроит. пром-сти СССР (1948–52), зам. министра судостроит. пром-сти (1952–53 и 1954–57), пред. Гос. к-та СССР по судостроению в ранге министра (1957–65), министр судостроит. пром-сти (1965–76). Б. – один из инициаторов создания Центр. морского КБ «Алмаз» (проектирование кораблей и судов на воздушной подушке), Центр. КБ по судам на подводных крыльях, Центр. КБ «Коралл» (разработка спец. судов для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе) и др. В период его руководства судостроит. ведомством построены первый в мире атомный ледокол «Ленин» (вступил в строй в 1959), судно с газовыми турбинами «Парижская коммуна» (1968), крупнейший в стране танкер «Крым» грузоподъёмностью 150 тыс. т (1974), суда для исследований космоса и др. Организатор строительства кораблей для ВМФ: способствовал освоению серийного выпуска атомных подводных лодок (первая – «Ленинский комсомол», 1959), созданию первых в СССР боевых надводных кораблей с ракетно-ядерным вооружением (ракетный крейсер «Грозный», 1962; противолодочный крейсер «Москва», 1967; большой противолодочный корабль «Кронштадт», 1969; тяжёлый авианесущий крейсер «Киев», 1975, и др.).
Награждён пятью орденами Ленина. Ленинская пр. (1974). Имя Б. присвоено нефтерудовозу водоизмещением 122 тыс. т и Керченскому судостроит. заводу «Залив».