БЕ́ЩЕВ БОРИС ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́ЩЕВ Борис Павлович [17(30).7.1903, с. Великое Ростовского у. Ярославской губ. (ныне пос. Великое Гаврилов-Ямского р-на Ярославской обл.) – 27.5.1981, Москва], сов. гос. деятель, Герой Соц. Труда (1959). Окончил Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта (1935). Нач. железных дорог – Орджоникидзевской (с 1937), Октябрьской (с 1940), а также им. В. В. Куйбышева (1942–44). В 1941–42 и с 1944 в НКПС, с начала Вел. Отеч. войны уполномоченный НКПС на Ленингр. фронте. Мин. путей сообщения СССР (1948–77). Выступал против передачи ряда функций МПС местным органам власти, сохранил его как централизованное ведомство и пр. Чл. ЦК КПСС (1952–81). Под рук. Б. осуществлена адм. реформа в МПС (1959; округа железных дорог ликвидированы, сами дороги укрупнены, их число уменьшено до 26 вместо 56), реконструированы ж.-д. пути (1950-е – нач. 1960-х гг.; установлены рельсы тяжёлого типа, жел.-бетон. шпалы), электрифицированы грузонапряжённые линии (38,9 тыс. км к 1975), внедрена тепловозная тяга (51,7% перевозок осуществлялись электровозами, 47,9% – тепловозами). Б. способствовал созданию и широкому использованию специализир. грузовых вагонов (рефрижераторов, зерновозов, цементовозов и пр.), новых типов подвижного состава – большей мощности и грузоподъёмности. При нём разрабатывалась и внедрялась автоматизир. система управления ж.-д. транспортом, вагоны оборудованы автосцепкой и автотормозами. К 1975 62,4 тыс. км дорог оснащены автоблокировкой, объём перевозок вырос в 3 раза (до 3621,1 млн. т в год, что составляло св. половины мирового ж.-д. грузооборота).
Награждён 7 орденами Ленина (1939, 1945 и др.), орденом Трудового Красного Знамени (1942) и др.