Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДМИРАЛТЕ́ЙСТВО

АДМИРАЛТЕ́ЙСТВО, 1) выс­ший ор­ган во­ен­но-мор­ско­го управ­ле­ния не­ко­то­рых го­су­дарств (Фран­ции, Ни­дер­лан­дов, Ис­па­нии и др.) гл. обр. в 17–19 вв. Ны­не су­ще­ст­ву­ет толь­ко в Ве­ли­ко­бри­та­нии. Оно ос­но­ва­но в 1690, с 1869 воз­глав­ля­ет­ся пер­вым лор­дом А. (он же вы­пол­ня­ет функ­ции мор­ско­го ми­ни­ст­ра), при ко­то­ром дей­ст­ву­ет Со­вет А. из чис­ла выс­ших офи­це­ров. В Рос. им­пе­рии во­ен­но-мор­ское управ­ле­ние осу­щест­в­ля­лось Ад­ми­рал­тейств-кол­ле­ги­ей, за­тем Мор­ским ми­ни­стер­ст­вом, в СССР – ря­дом ве­домств, в т. ч. нар­ко­ма­том (мин-вом) во­ен­но-мор­ско­го фло­та. 2) Гос. пред­при­ятие по строи­тель­ству, ре­мон­ту и сна­ря­же­нию во­ен. ко­раб­лей для отдельного мор­ско­го те­ат­ра в 17–20 вв.; в от­ли­чие от вер­фи вы­пол­ня­ло весь объ­ём не­об­хо­ди­мых ра­бот – от за­го­тов­ки стро­ит. ма­те­риа­лов и из­го­тов­ле­ния отд. де­та­лей до под­го­тов­ки ко­раб­ля к пла­ва­нию (бою). В Рос­сии А. по­яви­лись при Пет­ре I (все­го ок. 30; на­ходи­лись в ве­де­нии Ад­ми­рал­тей­ско­го при­ка­за и Ад­ми­рал­тей­ской кан­це­ля­рии). Пер­вое А. для по­строй­ки мор­ских су­дов ос­но­ва­но в 1693 в Ар­хан­гель­ске (дей­ст­во­ва­ло до 1862, по­строи­ло 153 ли­ней­ных ко­раб­ля для Бал­тий­ско­го м.). В 1694 соз­да­но Во­ро­неж­ское А. для мас­со­вой по­строй­ки во­ен. ко­раб­лей (св. 40 круп­ных ко­раб­лей к 1711). На Бал­тий­ском м. раз­ме­ща­лись С.-Пе­терб. А. (1704–1844, с 1800 Глав­ное А.; 98 ли­ней­ных ко­раб­лей), Но­вое А. в С.-Пе­тер­бур­ге (1800; ос­но­ва­но на мес­те Га­лер­ного дво­ра; до 1855 бы­ло по­ст­рое­но 18 парус­ных ли­ней­ных ко­раб­лей, за­тем 12 бро­не­нос­цев; с 1908 со­став­ная часть Адми­рал­тей­ско­го су­до­строит. за­во­да), Кот­лин­ское А. (от­кры­то в 1752; с 1860 До­ко­вое), Но­вое А. (1858) в Крон­штад­те и др. Пер­вое А. на Чёр­ном м. – Хер­сон­ское А. (1778–1829; 34 ли­ней­ных ко­раб­ля). В Се­ва­сто­по­ле име­лись т. н. Ста­рое (или До­ко­вое) А. (ос­но­ва­но в 1783) и Ла­за­рев­ское А., по­стро­ен­ное в 1835–1849 по ини­циа­ти­ве М. П. Ла­за­ре­ва (на пе­ри­од 1856–97 пе­ре­да­ва­лось Рус. об-ву па­ро­ход­ст­ва и тор­гов­ли, в 1921 вме­сте с со­ору­же­ния­ми До­ко­во­го А. во­шло в со­став Се­ва­сто­поль­ско­го мор­ско­го за­во­да). Круп­ней­шим на Чёр­ном м. яв­ля­лось Ни­ко­ла­евское А., по­стро­ен­ное в 1788–1789 на р. Ин­гул при впа­де­нии в р. Юж. Буг (32 па­рус­ных ли­ней­ных ко­раб­ля к 1858, за­тем 6 бро­не­нос­цев; в 1911 его со­ору­же­ния пе­ре­да­ны Рус. су­до­строит. об-ву). На Ти­хом ок. А. су­ще­ст­во­ва­ли в со­ста­ве во­ен. пор­тов. Пер­вым бы­ло соз­да­но Охот­ское А. (1731), в 1850 оно пе­ре­ве­де­но в Пе­тро­пав­ловск (ны­не Пе­тро­пав­ловск-Кам­чат­ский), в 1855 – в Ни­ко­ла­евск (ны­не Ни­ко­ла­евск-на-Аму­ре), ко­то­рый стал осн. ба­зой Охот­ской во­ен. фло­ти­лии. Во Вла­ди­во­сто­ке А. от­кры­то в 1867 с уч­ре­ж­де­ни­ем во­ен. пор­та, с 1882 обес­пе­чи­ва­ло ну­ж­ды Си­бир­ской во­ен­ной фло­ти­лии и Ти­хо­оке­ан­ских эс­кадр рос. фло­та. В сер. 19 – нач. 20 вв. А. по­сте­пен­но за­ме­ня­лись сис­те­мой ка­зён­ных и ча­ст­ных су­до­строит. и су­до­ремонт­ных за­во­дов, мас­тер­ских во­ен. пор­тов.

Круп­ней­шие А. за­ру­беж­ных го­су­дарств к нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны раз­ме­ща­лись в пор­тах и на во­ен­но-мор­ских ба­зах: Де­вон­пор­те, Порт­сму­те, Ро­сай­те (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Ки­ле, Виль­гельмс­ха­фе­не, Дан­циге (Гер­ма­ния), Кас­тел­лам­ма­ре, Не­апо­ле, Спе­ции (Ита­лия), Нью-Йор­ке, Бос­то­не, Нор­фол­ке (США), Бре­сте, Ту­ло­не, Шер­бу­ре (Фран­ция), Ку­ре, Са­се­бо (Япо­ния). По­сле окон­ча­ния 1-й ми­ро­вой вой­ны тер­мин «А.» к су­до­строит. пред­при­яти­ям не при­ме­нял­ся.

Лит.: Дмит­ри­ев Н. И., Кол­пы­чев ВВ. Су­до­строи­тель­ные за­во­ды и су­до­строе­ние в Рос­сии и за гра­ни­цей. СПб., 1909; Юра­сов В. М. Ад­ми­рал­тей­цы: Ис­то­рия Ле­нин­град­ско­го ад­ми­рал­тей­ско­го объ­е­ди­не­ния. Л., 1976; Зу­бов Б. Н. Раз­ви­тие ко­раб­ле­строе­ния на юге Рос­сии. Ка­ли­нин­град, 1990; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­ст­рое­ния: В 5 т. СПб., 1994–1996. Т. 1–2.

Вернуться к началу