АДМИРАЛТЕ́ЙСТВО
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АДМИРАЛТЕ́ЙСТВО, 1) высший орган военно-морского управления некоторых государств (Франции, Нидерландов, Испании и др.) гл. обр. в 17–19 вв. Ныне существует только в Великобритании. Оно основано в 1690, с 1869 возглавляется первым лордом А. (он же выполняет функции морского министра), при котором действует Совет А. из числа высших офицеров. В Рос. империи военно-морское управление осуществлялось Адмиралтейств-коллегией, затем Морским министерством, в СССР – рядом ведомств, в т. ч. наркоматом (мин-вом) военно-морского флота. 2) Гос. предприятие по строительству, ремонту и снаряжению воен. кораблей для отдельного морского театра в 17–20 вв.; в отличие от верфи выполняло весь объём необходимых работ – от заготовки строит. материалов и изготовления отд. деталей до подготовки корабля к плаванию (бою). В России А. появились при Петре I (всего ок. 30; находились в ведении Адмиралтейского приказа и Адмиралтейской канцелярии). Первое А. для постройки морских судов основано в 1693 в Архангельске (действовало до 1862, построило 153 линейных корабля для Балтийского м.). В 1694 создано Воронежское А. для массовой постройки воен. кораблей (св. 40 крупных кораблей к 1711). На Балтийском м. размещались С.-Петерб. А. (1704–1844, с 1800 Главное А.; 98 линейных кораблей), Новое А. в С.-Петербурге (1800; основано на месте Галерного двора; до 1855 было построено 18 парусных линейных кораблей, затем 12 броненосцев; с 1908 составная часть Адмиралтейского судостроит. завода), Котлинское А. (открыто в 1752; с 1860 Доковое), Новое А. (1858) в Кронштадте и др. Первое А. на Чёрном м. – Херсонское А. (1778–1829; 34 линейных корабля). В Севастополе имелись т. н. Старое (или Доковое) А. (основано в 1783) и Лазаревское А., построенное в 1835–1849 по инициативе М. П. Лазарева (на период 1856–97 передавалось Рус. об-ву пароходства и торговли, в 1921 вместе с сооружениями Докового А. вошло в состав Севастопольского морского завода). Крупнейшим на Чёрном м. являлось Николаевское А., построенное в 1788–1789 на р. Ингул при впадении в р. Юж. Буг (32 парусных линейных корабля к 1858, затем 6 броненосцев; в 1911 его сооружения переданы Рус. судостроит. об-ву). На Тихом ок. А. существовали в составе воен. портов. Первым было создано Охотское А. (1731), в 1850 оно переведено в Петропавловск (ныне Петропавловск-Камчатский), в 1855 – в Николаевск (ныне Николаевск-на-Амуре), который стал осн. базой Охотской воен. флотилии. Во Владивостоке А. открыто в 1867 с учреждением воен. порта, с 1882 обеспечивало нужды Сибирской военной флотилии и Тихоокеанских эскадр рос. флота. В сер. 19 – нач. 20 вв. А. постепенно заменялись системой казённых и частных судостроит. и судоремонтных заводов, мастерских воен. портов.
Крупнейшие А. зарубежных государств к нач. 1-й мировой войны размещались в портах и на военно-морских базах: Девонпорте, Портсмуте, Росайте (Великобритания), Киле, Вильгельмсхафене, Данциге (Германия), Кастелламмаре, Неаполе, Специи (Италия), Нью-Йорке, Бостоне, Норфолке (США), Бресте, Тулоне, Шербуре (Франция), Куре, Сасебо (Япония). После окончания 1-й мировой войны термин «А.» к судостроит. предприятиям не применялся.