Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕАКТИ́ВНЫЕ ТО́ПЛИВА

  • рубрика

    Рубрика: Химия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 280-281

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Спиркин

РЕАКТИ́ВНЫЕ ТО́ПЛИВА, сме­си уг­ле­во­до­ро­дов, не­уг­ле­во­до­род­ных при­ме­сей и при­са­док, ис­поль­зуе­мые в ка­че­ст­ве то­п­ли­ва для авиа­ци­он­ных воз­душ­но-ре­актив­ных дви­га­те­лей. Р. т. яв­ля­ют­ся бен­зи­но-ке­ро­си­но­вы­ми, лиг­рои­но-ке­ро­си­но­вы­ми и га­зой­ле­вы­ми фрак­ция­ми, по­лу­чае­мы­ми с по­мо­щью пря­мой пе­ре­гон­ки ма­ло­сер­ни­стых и сер­ни­стых неф­тей и вто­рич­ных про­цес­сов (гид­ро­очи­ст­ки, гид­ро­кре­кин­га, гид­ро­изо­ме­ри­за­ции, ал­ки­ли­ро­ва­ния). Осн. по­ка­за­те­ли Р. т. для доз­ву­ко­вых и сверх­зву­ко­вых дви­га­те­лей со­от­вет­ст­вен­но: плот­ность (20 °C) не ме­нее 775 и 840 кг/м3; вяз­кость при –40 °C не бо­лее 8 и 60 мм2/с; те­п­лота сго­ра­ния (низ­шая) не ме­нее 43,1 и 42,9 МДж/кг; вы­со­та не­коп­тя­ще­го пла­ме­ни не ме­нее 25 и 20 мм; тер­мич. ста­биль­ность (мас­са осад­ка на 100 см3 то­п­ли­ва при 150 °C за 4–5 ч) не бо­лее 18 и 6 мг; темп-ра на­ча­ла ки­пе­ния не ни­же 60 °C и не вы­ше 315 °C; темп-ра на­ча­ла кри­стал­ли­за­ции не вы­ше –55 и –60 °C; темп-ра вспыш­ки (в за­кры­том тиг­ле) не ни­же 28 и 62 °C; ки­слот­ное чис­ло не бо­лее 0,7 мг KОН/100 см3 и 0,4–0,7 мг KОН/100 см3; иод­ное чис­ло не бо­лее 3,5 и 0,8 г ио­да на 100 г; со­дер­жа­ние се­ры не бо­лее 0,25 и 0,05% по мас­се.

Осн. мар­ка­ми ре­ак­тив­ных то­п­лив в РФ яв­ля­ют­ся: ТС-1, РТ (ГОСТ 10227–86) и при­ме­няе­мое для за­прав­ки за­ру­беж­ных са­мо­лё­тов ДЖЕТ А-1 (JET A-1, ГОСТ Р 52050–2006) для доз­ву­ковой авиа­ции и Т-8В, Т-6 (ГОСТ 12308–89) для сверх­зву­ко­вой авиа­ции. То­п­ли­во ТС-1 – пря­мо­гон­ная фрак­ция сер­ни­стых неф­тей или смесь с гид­ро­очи­щен­ным ком­по­нен­том. То­п­ли­во РТ и ДЖЕТ А-1 (JET A-1) – гид­ро­очи­щенная фрак­ция неф­ти с улуч­шен­ной тер­мо­окис­лит. ста­биль­но­стью. То­п­ли­во Т-8В утя­же­лён­но­го фрак­ци­он­но­го со­ста­ва и плот­но­сти с вы­со­кой тер­мич. ста­биль­но­стью про­из­во­дят с при­ме­не­ни­ем про­цес­сов гид­ро­очи­ст­ки или гид­ро­кре­кин­га и ис­поль­зу­ют для за­прав­ки сверх­зву­ко­вых са­мо­лё­тов. То­п­ли­во Т-6 с плот­но­стью не ме­нее 840 кг/м3 и низ­ким дав­ле­ни­ем на­сы­щен­ных па­ров про­из­во­дят с при­ме­не­ни­ем про­цес­сов гид­ри­ро­ва­ния или гид­ро­кре­кин­га и ис­поль­зу­ют для за­прав­ки са­мо­лё­тов с боль­шой про­дол­жи­тель­но­стью сверх­зву­ко­во­го по­лё­та. Ре­зерв­ным Р. т. яв­ля­ет­ся то­п­ли­во Т-2 – пря­мо­гон­ная фрак­ция неф­ти c пре­де­ла­ми вы­ки­па­ния 60–280 °C с по­вы­шен­ным дав­ле­ни­ем на­сы­щен­ных па­ров. В Р. т. не до­пус­ка­ет­ся при­сут­ст­вия H2S, рас­тво­ри­мых в во­де ки­слот и ще­ло­чей, ме­ха­нич. при­ме­сей и во­ды. Р. т., при­ме­няе­мые в сверх­зву­ко­вой авиа­ции, долж­ны об­ла­дать вы­со­кой тер­мич. ста­биль­но­стью, низ­кой кор­ро­зи­он­ной ак­тив­но­стью.

Для улуч­ше­ния экс­плуа­тац. свойств Р. т. в них вво­дят при­сад­ки, в т. ч. ан­ти­окис­ли­тель­ные (напр., 2,6-ди-трет-бу­тил-4-ме­тил­фе­нол); де­ак­ти­ва­то­ры ме­тал­лов, напр. N,N-бис-(са­ли­ци­ли­ден)эти­лен­диа­мин; про­ти­во­из­нос­ные (напр., дис­тил­ли­ро­ван­ные фрак­ции наф­те­но­вых ки­слот); про­ти­во­во­док­ри­стал­ли­зую­щие (напр., этил­цел­ло­зольв с ме­та­но­лом 1:1); ан­ти­ста­ти­че­ские (напр., хро­мо­вые со­ли син­те­тич. жир­ных ки­слот). К осн. аль­тер­на­тив­ным Р. т. от­но­сят­ся крио­ген­ные про­дук­ты: сжи­жен­ный газ про­пан-бу­тан, сжи­жен­ный ме­тан, жид­кий во­до­род.

Лит.: Черт­ков Я. Б., Спир­кин В. Г. При­ме­не­ние ре­ак­тив­ных то­п­лив в авиа­ции. М., 1974; Спир­кин В. Г. Хим­мо­то­ло­гия то­п­лив. М., 2002; Ос­но­вы авиа­ци­он­ной хим­мо­то­ло­гии / Под ред. И. В. Шев­чен­ко, Л. С. Янов­ско­го. М., 2005.

Вернуться к началу