РЕАКТИ́ВНЫЕ ТО́ПЛИВА
-
Рубрика: Химия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕАКТИ́ВНЫЕ ТО́ПЛИВА, смеси углеводородов, неуглеводородных примесей и присадок, используемые в качестве топлива для авиационных воздушно-реактивных двигателей. Р. т. являются бензино-керосиновыми, лигроино-керосиновыми и газойлевыми фракциями, получаемыми с помощью прямой перегонки малосернистых и сернистых нефтей и вторичных процессов (гидроочистки, гидрокрекинга, гидроизомеризации, алкилирования). Осн. показатели Р. т. для дозвуковых и сверхзвуковых двигателей соответственно: плотность (20 °C) не менее 775 и 840 кг/м3; вязкость при –40 °C не более 8 и 60 мм2/с; теплота сгорания (низшая) не менее 43,1 и 42,9 МДж/кг; высота некоптящего пламени не менее 25 и 20 мм; термич. стабильность (масса осадка на 100 см3 топлива при 150 °C за 4–5 ч) не более 18 и 6 мг; темп-ра начала кипения не ниже 60 °C и не выше 315 °C; темп-ра начала кристаллизации не выше –55 и –60 °C; темп-ра вспышки (в закрытом тигле) не ниже 28 и 62 °C; кислотное число не более 0,7 мг KОН/100 см3 и 0,4–0,7 мг KОН/100 см3; иодное число не более 3,5 и 0,8 г иода на 100 г; содержание серы не более 0,25 и 0,05% по массе.
Осн. марками реактивных топлив в РФ являются: ТС-1, РТ (ГОСТ 10227–86) и применяемое для заправки зарубежных самолётов ДЖЕТ А-1 (JET A-1, ГОСТ Р 52050–2006) для дозвуковой авиации и Т-8В, Т-6 (ГОСТ 12308–89) для сверхзвуковой авиации. Топливо ТС-1 – прямогонная фракция сернистых нефтей или смесь с гидроочищенным компонентом. Топливо РТ и ДЖЕТ А-1 (JET A-1) – гидроочищенная фракция нефти с улучшенной термоокислит. стабильностью. Топливо Т-8В утяжелённого фракционного состава и плотности с высокой термич. стабильностью производят с применением процессов гидроочистки или гидрокрекинга и используют для заправки сверхзвуковых самолётов. Топливо Т-6 с плотностью не менее 840 кг/м3 и низким давлением насыщенных паров производят с применением процессов гидрирования или гидрокрекинга и используют для заправки самолётов с большой продолжительностью сверхзвукового полёта. Резервным Р. т. является топливо Т-2 – прямогонная фракция нефти c пределами выкипания 60–280 °C с повышенным давлением насыщенных паров. В Р. т. не допускается присутствия H2S, растворимых в воде кислот и щелочей, механич. примесей и воды. Р. т., применяемые в сверхзвуковой авиации, должны обладать высокой термич. стабильностью, низкой коррозионной активностью.
Для улучшения эксплуатац. свойств Р. т. в них вводят присадки, в т. ч. антиокислительные (напр., 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол); деактиваторы металлов, напр. N,N′-бис-(салицилиден)этилендиамин; противоизносные (напр., дистиллированные фракции нафтеновых кислот); противоводокристаллизующие (напр., этилцеллозольв с метанолом 1:1); антистатические (напр., хромовые соли синтетич. жирных кислот). К осн. альтернативным Р. т. относятся криогенные продукты: сжиженный газ пропан-бутан, сжиженный метан, жидкий водород.