Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМФОТЕ́РНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Химия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 644

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. И. Ардашникова

АМФОТЕ́РНОСТЬ (от греч. ἀμφότερος – и тот и дру­гой), спо­соб­ность не­ко­то­рых хи­мич. со­еди­не­ний в разл. ус­ло­ви­ях про­яв­лять свой­ст­ва ки­сло­ты или ос­но­ва­ния. Клас­сич. при­мер ам­фо­тер­но­го со­еди­не­ния – гид­ро­ксид алю­ми­ния $\ce{Al(OH)3}$, элек­тро­ли­тич. дис­со­циа­ция ко­то­ро­го в вод­ном рас­тво­ре в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию ио­нов $\ce{OH-}$ или $\ce{H+}$, от­вет­ст­вен­ных за свой­ст­ва ос­но­ва­ний или ки­слот. При взаи­мо­дей­ст­вии с силь­ны­ми ки­сло­та­ми $\ce{Al(OH)3}$ про­явля­ет свой­ст­ва ос­но­ва­ния: $\ce{Al(OH)3 +3HCl= 3H2O +AlCl3}$; при взаи­мо­дей­ст­вии с силь­ны­ми ос­но­ва­ния­ми $\ce{Al(OH)3}$ про­яв­ля­ет свой­ст­ва ки­сло­ты: $\ce{Al(OH)3 +3KOH=K3[Al(OH)6]}$]. Ам­фо­тер­ны­ми свой­ст­ва­ми об­ла­да­ют мн. гид­ро­кси­ды: $\ce{Fe(OH)3, Cr(OH)3, Be(OH)2, Zn(OH)2}$ и др., а так­же со­от­вет­ст­вую­щие ам­фотер­ным гид­ро­кси­дам ок­си­ды: $\ce{Al2O3, Fe2O3, Cr2O3, BeO, ZnO}$ и др.

Со­глас­но про­то­ли­тич. тео­рии ки­с­лот и ос­но­ва­ний, ам­фо­тер­ны­ми со­еди­не­ниями – ам­фо­ли­та­ми – яв­ля­ют­ся элек­тро­ли­ты, ко­то­рые в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий мо­гут быть ак­цеп­то­ра­ми или до­но­ра­ми про­то­нов; например гид­ро­кар­бо­нат-ион: $\ce{HCO3^- + H+= H2CO3\,и\,HCO3^- = H+ + CO3^{2-}}$. Мн. ам­фо­ли­ты од­но­вре­мен­но со­дер­жат в мо­ле­ку­ле ки­слот­ные и ос­но́в­ные груп­пы, напр. во­да $\ce{H2O <=> H+ + OH-}$, ами­но­кис­ло­та гли­цин $\ce{NH2CH2COOH <=> H3N+CH2COO-}$. Со­глас­но тео­рии ки­слот и ос­но­ва­ний Льюи­са, ам­фо­ли­том яв­ля­ет­ся со­еди­не­ние, ко­то­рое в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий мо­жет быть ак­цеп­то­ром или до­но­ром элек­трон­ных пар, напр. триф­то­рид бро­ма $\ce{2BrF3<=>BrF_2^+ + FBrF_4^-}$.

Вернуться к началу