ПАЛЕОТРОПИ́ЧЕСКОЕ ФЛОРИСТИ́ЧЕСКОЕ ЦА́РСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Биология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 133-135

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. В. Камелин

ПАЛЕОТРОПИ́ЧЕСКОЕ ФЛОРИСТИ́ЧЕСКОЕ ЦА́РСТВО (Па­лео­тро­пис), за­ни­ма­ет бо́ль­шую часть Аф­ри­ки, Юж. Азию, Сев.-Вост. Ав­ст­ра­лию и мно­же­ст­во ост­ро­вов Ми­ро­во­го ок. Фло­ра его са­мая бо­га­тая на Зем­ле, бо­лее 80 тыс. ви­дов со­су­ди­стых рас­те­ний. Ши­ро­ко пред­став­ле­ны как пан­гей­ные се­мей­ст­ва (встре­чаю­щие­ся вез­де, где есть рас­ти­тель­ность) – слож­но­цвет­ные, ор­хид­ные, бо­бо­вые, зла­ки, так и об­ще­тро­пи­че­ские – ано­но­вые, пер­це­вые, мо­ло­чай­ные, ту­то­вые, паль­мы, им­бир­ные, мус­кат­ни­ко­вые и др. Эн­де­мич­ных се­мейств – бо­лее 90, в т. ч. не­пен­то­вые, дип­те­ро­кар­по­вые, пан­да­ну­со­вые и др. Из 6 тыс. ро­дов со­су­ди­стых рас­те­ний ок. 2/3 эн­де­ми­ки. В П. ф. ц. вы­де­ля­ют­ся 4(5) под­царств и 7(12) об­лас­тей.

Африканское подцарство

вклю­ча­ет 3 об­лас­ти. В Гви­нее-Кон­го­лез­ской об­лас­ти не ме­нее 10 тыс. ви­дов со­су­ди­стых рас­те­ний, до 150 эн­де­мич­ных ро­дов и 7 эн­де­мич­ных се­мейств. Осо­бен­но бо­га­ты тро­пич. до­ж­де­вые (в т. ч. за­то­п­ляе­мые) ле­са (ги­леи), пред­став­лен­ные ви­да­ми сем. бо­бо­вых, ком­бре­то­вых, бом­бак­со­вых (в т. ч. хлоп­ко­вое де­ре­во вы­со­той до 60–70 м), ох­но­вых, фла­кур­тие­вых, эбе­но­вых, пальм; мно­же­ст­во ли­ан и эпи­фи­тов. Су­бэ­к­ва­то­ри­аль­ные ле­са с уча­сти­ем лис­то­пад­ных ви­дов, са­ван­но­вые ле­са (с уча­сти­ем Parinari excelsa из сем. хри­зо­ба­ла­но­вых) и са­ван­ны с бао­ба­бом паль­ча­тым ны­не б. ч. за­ме­не­ны план­та­ция­ми и вто­рич­ны­ми са­ван­на­ми. Раз­но­об­раз­на рас­ти­тель­ность гор Ру­вен­зо­ри и Ви­рун­га, где есть «ле­са ту­ма­нов», ро­щи низ­ких де­ревь­ев ха­ге­нии абис­син­ской, зве­ро­боя, ве­ре­ско­вых из ро­дов фи­лип­пия, эри­ка, за­рос­ли бам­бу­ка Arundinaria alpina, а вы­ше – рас­тит. со­об­ще­ст­ва из тра­вя­ных де­ревь­ев (ви­ды кре­стов­ни­ка, ло­бе­лии), тор­фя­ные бо­ло­та и лу­га (ма­ты) из ман­же­ток. На вул­ка­не Ка­ме­рун бо­га­тые «ле­са ту­ма­нов», в т. ч. с дре­во­вид­ным па­по­рот­ни­ком из ро­да циа­тея, а бли­же к вер­ши­не не­ма­ло ви­дов, род­ст­вен­ных пред­ста­ви­те­лям го­ларк­тич. фло­ри­стич. цар­ст­ва. Го­ры юго-зап. Эфио­пии да­ют при­ме­ры древ­них свя­зей с Ма­ка­ро­не­зи­ей (ви­ды ро­да ка­на­ри­на из сем. ко­ло­коль­чи­ко­вых и др.).

Са­хе­ле-Су­да­но-Синд­ская об­ласть на се­ве­ре пред­став­ле­на опус­ты­нен­ны­ми са­ван­на­ми из ря­да ви­дов ака­ций, с низ­ки­ми де­рев­ца­ми ба­ла­ни­те­са, саль­ва­до­ры, кус­тар­ни­ка­ми (эфед­ра, пар­но­ли­ст­ни­ки и др.) и зла­ка­ми из ро­дов Pennisetum, Panicum и Stipagrostis. Юж­нее в Аф­ри­ке раз­ви­ты са­ван­ны с ака­ци­ей, бао­ба­бом, паль­мой-дум (Hyphaene guineensis) и вы­со­ки­ми зла­ка­ми. Об­щее чис­ло ви­дов не ме­нее 7 тыс. Осн. бо­гат­ст­во свя­за­но с арид­ны­ми го­ра­ми Эфи­оп­ско­го на­го­рья, Со­ма­ли, Юж. Ара­вии, хреб­та­ми Ма­кра­на в Ира­не и Па­ки­ста­не, а так­же пла­то о. Со­кот­ра: до 75 эн­де­мич­ных ро­дов и 2 эн­де­мич­ных се­мейст­ва – Barbeyaceae и Dirachmaceae. В го­рах – ксе­ро­филь­ные ле­са и ред­ко­ле­сья с гос­под­ством ви­дов сем. ком­бре­то­вых, ту­то­вых (ви­ды ро­да фи­кус), бо­бо­вых, час­то с ди­ки­ми оли­ва­ми, а вы­ше – из мож­же­вель­ни­ков (Juniperus procera в Аф­ри­ке и J. macropoda – в Ара­вии). Раз­но­об­раз­ны со­об­ще­ст­ва сук­ку­лент­ных де­ревь­ев и кус­тар­ни­ков (ви­ды мо­ло­ча­ев, алоэ, пар­но­ли­ст­ни­ков, аде­ниу­ма и др.). Хо­ро­шо раз­ви­ты ман­гры.

Зам­без­ий­ская об­ласть. Фло­ра на­счи­ты­ва­ет не ме­нее 7 тыс. ви­дов, до 50 эн­де­мич­ных ро­дов, не­ма­ло ро­дов, об­щих с Юж. Аф­ри­кой и Ма­да­га­ска­ром. Гор­ные фло­ры мас­си­вов Эл­гон, Ке­ния до­воль­но близ­ки к юж­ноэфи­оп­ским. Гос­под­ству­ют са­ван­но­вые ле­са и ред­ко­ле­сья с пре­об­ла­да­ни­ем бо­бо­вых из ро­дов Brachystegia, Julbernardia и др., с уча­сти­ем Monotes glaber (сем. дип­те­ро­кар­по­вые), ви­дов про­тей­ных и мо­ло­чай­ных, в тра­вя­ном яру­се – круп­ных зла­ков. На кар­бо­нат­ных поч­вах са­ван­ны, где пред­став­ле­ны Colophospermum mopane – де­ре­во сем. бо­бо­вых, ви­ды ком­бре­то­вых и др., ре­же са­ван­ны с бао­ба­бом, ака­ция­ми, ви­да­ми стер­ку­лии, кир­кии и др. На юге по­сле озёр­но-бо­лот­ной сис­те­мы Ока­ван­го на­чи­на­ют­ся опус­ты­нен­ные са­ван­ны и пес­ки Ка­ла­ха­ри. На пес­ках – со­об­ще­ст­ва ака­ций по зла­ко­во­му по­крову. На ка­ме­ни­стых поч­вах обыч­ны ви­ды пар­но­ли­ст­ни­ка, раз­ных ро­дов аи­зо­вых. Наи­бо­лее ори­ги­наль­ны гор­ные до­ж­де­вые ле­са (с не­боль­шим су­хим се­зо­ном) с боль­шим чис­лом эн­де­ми­ков, осо­бен­но на скло­нах гор Усам­ба­ра, Улу­гу­ру, влаж­ные по­ли­до­ми­нант­ные ле­са из эрит­роф­ле­ума гви­ней­ско­го (сем. бо­бо­вых), с ви­да­ми са­пин­до­вых, ано­но­вых, са­по­то­вых в го­рах Чи­ма­ни­ма­ни. Рез­ко вы­де­ля­ют­ся су­хие ле­са с уча­сти­ем Croton me­ga­locarpus (выс. до 40 м, сем. мо­ло­чай­ные), Brachylaena hutchinsii (выс. до 27 м, сем. слож­но­цвет­ные) и др. На по­бе­режь­ях – бо­га­тые ман­гры.

Мадагаскарское подцарство 

ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­га­той (до 12 тыс. ви­дов со­су­ди­стых рас­те­ний) и весь­ма ори­ги­наль­ной фло­рой, ко­то­рая вклю­ча­ет 400 эн­де­мич­ных ро­дов (из 1600), 10 эн­де­мич­ных се­мейств и ок. 10 тыс. эн­де­мич­ных ви­дов. Фло­ры ар­хи­пе­ла­гов бед­нее, но 33 ро­да и 2 се­мей­ст­ва эн­де­мич­ны на Мас­ка­рен­ских и Сей­шель­ских о-вах. В сем. ор­хид­ных (бо­лее 1 тыс. ви­дов) 13 эн­демич­ных ро­дов, в сем. ма­ре­но­вых – 17, в сем. слож­но­цвет­ных – не ме­нее 15 и т. д. Из 35 ро­дов пальм – 26 эн­де­мич­ны, в т. ч. ло­дои­цея (на Сей­шель­ских о-вах). Во фло­ре Ма­да­га­ска­ра не­ма­ло об­щих эле­мен­тов с Вост. Аф­ри­кой. Есть пред­ста­ви­те­ли юж.-афр., юж.-ази­ат. и ма­ле­зий­ских ро­дов. Из­вест­ны очень обо­соб­лен­ные ро­ды (напр., тах­тад­жа­ния из сем. вин­те­ро­вых, ум­бер­тия из вьюн­ко­вых, ра­ве­на­ла из стре­лит­цие­вых), что яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем дли­тель­ной изо­ля­ции Ма­да­га­ска­ра. В его вост. час­ти раз­ви­ты тро­пич. до­ж­де­вые ле­са, а вы­ше них – «ле­са ту­ма­нов» и гор­ные ве­ре­щат­ни­ки (из не­вы­со­ких де­ревь­ев ро­дов Phi­lippia и Erica). Пла­то в цен­тре ост­ро­ва с ря­дом гор­ных мас­си­вов наи­бо­лее за­селе­но и поч­ти ли­ше­но ле­сов. Бли­же к зап. по­бе­ре­жью обыч­ны са­ван­ны с ви­да­ми бао­ба­бов или с мо­ло­чай­ны­ми, алоэ и ви­да­ми близ­ко­го ро­да ло­ма­то­фил­лум, паль­ма­ми и мно­же­ст­вом ори­ги­наль­ных зла­ков. Юго-за­пад Ма­да­га­ска­ра от­ли­ча­ет­ся осо­бы­ми арид­ны­ми ти­па­ми рас­ти­тель­но­сти. В них гос­под­ству­ют ко­лю­чие де­ре­вья и кус­тар­ни­ки из эн­де­мич­но­го сем. ди­дие­рие­вых.

Индо-Малезийское подцарство

вклю­ча­ет тер­ри­то­рии б. ч. Ин­дии, Ин­до­ки­тая, Юж. Ки­тая, Зонд­ских о-вов, Фи­лип­пин и мно­же­ст­ва ост­ро­вов в Ин­дий­ском и Ти­хом океа­нах от Лак­ка­див­ских о-вов, Хай­на­ня, Ма­ри­ан­ских и Га­вай­ских о-вов до гра­ниц Древ­не­океа­нич. под­цар­ст­ва к югу. Об­щее чис­ло со­су­ди­стых рас­те­ний не ме­нее 40 тыс. ви­дов. На Ка­ли­ман­та­не их бо­лее 11 тыс. ви­дов, на Су­мат­ре – до 9 тыс. ви­дов, на Фи­лип­пи­нах – до 8 тыс. ви­дов (при­чём пре­об­ла­да­ют эн­де­ми­ки). Во фло­ре Ин­до­ста­на и Ин­до­ки­тая не ме­нее 15 тыс. ви­дов, но эн­де­ми­ков мень­ше. Эн­де­мич­ных ро­дов – ок. 2 тыс., се­мейств – до 10 (наи­бо­лее из­вест­ные – раф­фле­зие­вые, крип­те­ро­ние­вые, ло­вие­вые с ро­дом ор­хи­дан­та). На по­гра­нич­ных с Вост. Ази­ей тер­ри­то­ри­ях пред­став­ле­ны су­бэн­де­мич­ные сем. це­фа­ло­то­вые, даф­ни­фил­ло­вые, ро­ип­те­лей­ные и др. Очень раз­но­об­раз­ны ор­хи­деи, бо­бо­вые, ма­ре­но­вые, акан­то­вые. Ис­клю­чи­тель­но бо­га­ты бу­ко­вые (ду­бы, ли­то­кар­пу­сы, каш­та­ноп­си­сы), эбе­но­вые (хур­ма), ту­то­вые (фи­ку­сы), баль­за­ми­но­вые и др. На б. ч. под­цар­ст­ва ра­нее гос­под­ство­ва­ли ле­са, но во мно­гих стра­нах они поч­ти све­де­ны (здесь про­жи­ва­ет бо­лее 1/3 на­се­ле­ния зем­но­го ша­ра). Со­став флор по­зво­ля­ет вы­де­лить в под­цар­ст­ве ряд об­лас­тей.

Рас­ти­тель­ность Ин­дий­ской об­лас­ти наи­бо­лее из­ме­не­на че­ло­ве­ком и фло­ри­сти­че­ски ме­нее ори­ги­наль­на (ок. 150 эн­де­мич­ных ро­дов). Тро­пич. до­ж­де­вые ле­са со­хра­ни­лись лишь в не­боль­ших ре­зер­ва­тах. Ос­но­ва лес­но­го хо­зяй­ст­ва Ин­дии – мус­сон­ные ле­са с уча­сти­ем мн. веч­но­зе­лё­ных и лис­то­пад­ных (в су­хой пе­ри­од) де­ревь­ев: ле­са джа­ти с ти­ко­вым де­ре­вом (Tectona grandis, сем. вер­бе­но­вые), ле­са шо­реи ис­по­лин­ской (Shorea robusta, сем. дип­те­ро­кар­по­вые) – сал. Для ниж­не­го поя­са Ги­ма­ла­ев ти­пич­ны ле­са те­раи, в ко­то­рых рас­тут шо­рея ис­по­лин­ская, ви­ды ро­дов тер­ми­на­лия, аль­би­ция, то­на, обыч­ны паль­мы, дре­во­вид­ные бам­бу­ки, «сло­но­вые» зла­ки (Erianthus elephantinus, Anthistiria gigantea), мно­го ли­ан. Са­ван­но­вые ле­са и ред­ко­ле­сья ха­рак­тер­ны для пла­то Де­кан. В их со­ста­ве пред­ста­ви­те­ли сем. ком­бре­то­вых, бур­зе­ро­вых, сан­та­ло­вых, бо­бо­вых, фи­ку­сы (бань­я­ны), мно­же­ст­во кус­тар­ни­ков и вы­со­кие зла­ки. На ог­ром­ных про­стран­ст­вах по­сле све­де­ния дре­вес­но­го яру­са раз­ви­ты са­ван­ны (бат­та) с вы­со­ки­ми тра­ва­ми (гл. обр. зла­ка­ми) и еди­нич­ны­ми де­ревь­я­ми. В дель­те Ган­га раз­ви­ты ман­гры.

Во фло­ре Ин­до­ки­тай­ской об­лас­ти не ме­нее 15 тыс. ви­дов со­су­ди­стых рас­те­ний, до 250 эн­де­мич­ных ро­дов и эн­де­мич­ное сем. Plagiopteraceae. Эмб­ле­ма­ми фло­ры Ин­до­ки­тая яв­ля­ют­ся со­сна Ducampopinus kremphii и пла­тан Plata­nus kerryi. До­ж­де­вые ле­са есть на Ан­да­ман­ских о-вах, в юж. час­тях Мьян­мы, Таи­лан­да и на за­па­де Кам­бод­жи. Боль­шую пло­щадь за­ни­ма­ют мус­сон­ные ле­са: ти­ко­вые – в Мьян­ме и Таи­лан­де и по­ли­до­ми­нант­ные ле­са с ви­да­ми дип­те­ро­кар­по­вых, бо­бо­вых (ро­ды эрит­роф­ле­ум, Paraalbizzia), эбе­но­вых и др. По все­му Ин­до­ки­таю есть са­ван­но­вые ле­са с ви­да­ми сем. дип­те­ро­кар­по­вых, ком­бре­то­вых, бур­зе­ро­вых, бо­бо­вых (ро­ды даль­бер­гия, Xylia) и мн. др. В го­рах – ле­са, близ­кие к мус­сон­ным, но с уча­сти­ем го­ло­се­мен­ных (ро­ды Dacrydium, Dacrycar­pus, Podocarpus), мн. ви­дов бу­ко­вых (ду­бы, ли­то­кар­пу­сы). В раз­ных рай­онах встре­ча­ют­ся тро­пич. бо­ры – на низ­ких вы­со­тах с со­сной Pinus merkusii, на бо­лее вы­со­ких – с со­сна­ми P. kwangtungensis, P. da­latensis, P. kesiya. На по­бе­режь­ях все­го Ин­до­ки­тая бо­га­тые ман­гро­вые ле­са.

Фло­ра Ма­ле­зий­ской об­лас­ти, вклю­чаю­щей ост­ро­ва Ма­лай­ско­го ар­хи­пе­ла­га и п-ов Ма­лак­ка, на­счи­ты­ва­ет до 25 тыс. ви­дов рас­те­ний из при­мер­но 2200 ро­дов (ок. 250 из них эн­де­мич­ны), 4–5 эн­де­мич­ных се­мейств. Сре­ди эн­де­мич­ных ро­дов – па­по­рот­ни­ки Matonia, Macroglossum, Christen­se­nia, маг­но­лие­вые ро­дов Aromadend­ron, Elmerillia, тет­ра­ме­ри­сто­вое из ро­да Tet­ramerista, дре­вес­ное ве­ре­ско­вое ро­да Crai­bioden­dron. Для ря­да се­мейств (дип­те­ро­кар­по­вые, бу­ко­вые, эбе­но­вые, пан­да­но­вые, паль­мы, аро­ид­ные) об­ласть яв­ля­ет­ся важ­ней­шим цен­тром раз­но­об­ра­зия. Гос­под­ству­ют тро­пич. до­ж­де­вые ле­са из пред­ста­ви­те­лей сем. дип­те­ро­кар­по­вых, мно­го бо­бо­вых, ту­то­вых (фи­ку­сы, хлеб­ные де­ре­вья), ана­кар­дие­вых (род Mangife­ra), мир­то­вых (род Syzigium), ги­гант­ских бам­бу­ков. Сре­ди ли­ан – ро­тан­го­вые паль­мы дли­ной до 240 м, пер­цы, эн­та­ды из сем. бо­бо­вых, фи­ку­сы-«ду­ши­те­ли», па­по­рот­ни­ки (ро­ды Lygodium, Gleichenia). В го­рах – вы­со­ко­стволь­ные «ле­са ту­ма­нов» из по­до­кар­пу­сов, ду­бов, лав­ро­вых, а так­же бо­лее низ­кие, в ко­то­рых обыч­ны дре­вес­ные и ги­гант­ские тра­вя­ни­стые па­по­рот­ни­ки, не­ред­ки ба­на­ны, ро­до­ден­д­ро­ны и др. Мно­го ли­ан, по­всю­ду мхи и пе­чё­ноч­ни­ки. Вы­ше на­чи­на­ют­ся кри­во­ле­сья, за­тем – за­рос­ли кус­тар­ни­ков. На вос­то­ке Явы – са­ван­но­вые ле­са, в т. ч. из ка­зуа­ри­ны, а так­же вто­рич­ные са­ван­ны.

На низ­ких ост­ро­вах и атол­лах Мик­ро­не­зии и Вост. По­ли­не­зии обыч­но рас­тёт от 10 до 40 ви­дов або­ри­ген­ных рас­те­ний, на вы­со­ких (вул­ка­ни­че­ских) ост­ро­вах их до 100–130. Во фло­ре Мик­ро­не­зии ок. 1 тыс. ви­дов. Фло­ра Вост. По­ли­не­зии по чис­лу ви­дов не­мно­го бо­га­че и бо­лее ори­ги­наль­на (10 эн­де­мич­ных ро­дов, в Мик­ро­не­зии – лишь один).

Во фло­ре Га­вай­ской об­лас­ти 2,5 тыс. ви­дов со­су­ди­стых рас­те­ний, до 95% из них – эн­де­ми­ки. Это ав­то­хтон­ная дис­гар­мо­нич­ная фло­ра, дли­тель­но фор­ми­ро­вав­шая­ся в ре­зуль­та­те слу­чай­ных за­но­сов из раз­ных мест. В ней от­сут­ству­ют мн. тро­пич. се­мей­ст­ва (стер­ку­лие­вые, ано­но­вые, аро­ид­ные, им­бир­ные и др.) или они бед­ны (ор­хи­деи пред­став­ле­ны лишь 3 ро­да­ми, паль­мы – 1 ро­дом). Рас­ти­тель­ность Га­вай­ев силь­но на­ру­ше­на. До­ж­де­вые ле­са прак­ти­че­ски све­де­ны. Со­хра­ни­лись гор­ные до­ж­де­вые ле­са из мет­ро­си­де­ро­са по­ли­морф­но­го (сем. мир­то­вые) и дре­во­вид­ных па­по­рот­ни­ков ро­дов Cibotium, Sadleria и др. Вы­ше в го­рах – ана­ло­ги са­ванн из низ­ких де­ревь­ев сем. бо­бо­вых (эд­вар­дсий), ви­дов ро­дов Argyroxiphium и Wilkesia (сем. слож­но­цвет­ных), ря­да ло­бе­лие­вых, гу­де­ние­вых по раз­но­трав­но-зла­ко­во­му по­кро­ву. В этой уни­каль­ной фло­ре уже ис­чез­ли бо­лее 250 ви­дов со­су­ди­стых рас­те­ний.

Древнеокеаническое подцарство

объ­еди­ня­ет Но­вую Гви­нею, Сев.-Вост. Ав­ст­ра­лию, Но­вую Ка­ле­до­нию, ар­хи­пе­лаг Бис­мар­ка, Со­ло­мо­но­вы о-ва, Но­вые Геб­ри­ды, Фид­жи, Са­моа, Тон­га и др. остро­ва (в Ара­фур­ском и Ко­рал­ло­вом мо­рях). Фло­ра – са­мая ори­ги­наль­ная в тро­пи­ках. Вклю­ча­ет не ме­нее 18 тыс. ви­дов из при­мер­но 2,1 тыс. ро­дов. Св. 400 ро­дов и до 20 се­мейств эн­де­мич­ны. В их чис­ле при­ми­тив­ные цвет­ко­вые, 2 се­мей­ст­ва па­по­рот­ни­ков, од­но из хвой­ных и др. Наи­бо­лее раз­но­об­раз­ны пред­ста­ви­те­ли сем. вин­те­ро­вых (5 ро­дов из 7, из них 4 – эн­де­мич­ны), арау­ка­рие­вых (16 ви­дов ро­да арау­ка­рия и 9 из 13 ви­дов ро­да ага­тис), ка­зуа­ри­но­вых, про­тей­ных (31 род из 77 в ми­ре). Бо­га­тая фло­ра Но­вой Гви­неи (бо­лее 10 тыс. ви­дов) свя­за­на с ма­ле­зий­ской об­ла­стью. Но есть важ­ные чер­ты раз­ли­чия – на Но­вой Гви­нее все­го 1–2 ви­да­ми пред­став­ле­ны маг­но­лие­вые (род Ta­lauma), дип­те­ро­кар­по­вые (род Vati­ca), а ок. 300 ро­дов Ма­ле­зии не пе­ре­хо­дят гра­ни­цу ме­ж­ду Ка­ли­ман­та­ном, Явой и Су­ла­ве­си. Сре­ди них – со­сны, ду­бы, ро­ды Illiciaceae, Schisandraceae, Buxa­ceae и др. Но на Но­вой Гви­нее есть арау­ка­рии и юж­ные бу­ки (род но­то­фа­гус), эв­ка­лип­ты и др. Фло­ра Но­вой Гви­неи – тро­пи­че­ская, в ней мно­же­ст­во ор­хи­дей, ви­дов ма­ре­но­вых, мо­ло­чай­ных, пальм; в этих се­мей­ст­вах обыч­ны свя­зи с фло­ра­ми Сев.-Вост. Ав­ст­ра­лии (ок. 5 тыс. ви­дов) и Но­вой Ка­ле­до­нии (2,9 тыс. ви­дов), а так­же с фло­рой др. ост­ро­вов. Но и раз­ли­чия этих флор ве­ли­ки, это всё отд. об­лас­ти.

Во всех об­лас­тях под­цар­ст­ва есть до­ж­де­вые тро­пич. ле­са (не­ред­ко с хвой­ны­ми). В Ав­ст­ра­лии они со­че­та­ют­ся со слож­ны­ми ле­са­ми из вы­со­ких эв­ка­лип­тов в верх­нем яру­се. В го­рах Но­вой Гви­неи вы­ше до­ж­де­вых ле­сов раз­ви­ты «ле­са ту­ма­нов» (с хвой­ны­ми и юж­ным бу­ком), в Но­вой Ка­ле­до­нии их за­ме­ща­ют кри­во­ле­сья. Вы­ше «ле­сов ту­ма­нов» – кус­тар­ни­ки с гос­под­ством ви­дов сем. ве­ре­ско­вых (ро­ды ро­до­ден­д­рон, вак­ци­ни­ум), эпак­ри­до­вых, вин­те­ро­вых, ма­ре­но­вых и др., с па­по­рот­ни­ка­ми, плау­на­ми и пла­ун­ка­ми, а на вы­со­чай­ших вер­ши­нах – ана­ло­ги лу­го­вых ков­ров и бо­лот с пре­об­ла­да­ни­ем зла­ков из ро­да са­за.

Ака­цие­во-эв­ка­лип­то­вые са­ван­но­вые ле­са с уча­сти­ем ви­дов про­тей­ных (род бан­ксия) по зла­ко­во­му по­кро­ву (Но­вая Гви­нея, Ти­мор и др. ост­ро­ва) за­ме­ща­ют­ся на Но­вой Ка­ле­до­нии зла­ков­ни­ка­ми поч­ти без де­ревь­ев. В бо­га­тых са­ван­нах Сев.-Вост. Ав­ст­ра­лии по зла­ко­во­му по­кро­ву рас­тут не­вы­со­кие ви­ды эв­ка­лип­тов, ка­зуа­рин, три­ста­ний (сем. мир­то­вые), кал­лит­ри­сов (сем. ки­па­ри­со­вые). В тро­пич. час­ти Квинс­лен­да – гус­тые за­рос­ли низ­ких де­ревь­ев и кус­тар­ни­ков с гос­под­ством ака­ции (Acacia harpophyl­la), ви­дов ро­да эре­мо­фи­ла (сем. мио­поро­вые), флин­дер­сия (сем. ру­то­вые) и др., с верх­ним яру­сом вы­со­ких де­ревь­ев со взду­тым у ос­но­ва­ния (бу­тыл­ко­об­раз­ным) ство­лом (Brachychiton ru­pes­tris, Pleiogynium timorense), с лиа­на­ми, эпи­фит­ны­ми ор­хи­дея­ми, но без зла­ков. Боль­шое раз­но­об­ра­зие рас­ти­тель­но­сти по­ка обес­пе­чи­ва­ет со­хра­не­ние ори­ги­наль­ной фло­ры под­цар­ст­ва.

Лит.: Пав­лов Н. В. Бо­та­ни­че­ская гео­гра­фия за­ру­беж­ных стран. М., 1965. Ч. 1–2; Валь­тер Г. Рас­ти­тель­ность зем­но­го ша­ра. Тро­пиче­ские и суб­тро­пи­че­ские зо­ны. М., 1968; Knapp R. Die Vegetation von Africa. Stuttg., 1973; Тах­тад­жян А. Л. Фло­ри­сти­че­ские об­лас­ти Зем­ли. Л., 1978; Van Steenis C. G. Plant-geography of east Malesiа // Botanical Journal of the Linnean Society. 1979. Vol. 79. № 2; White F. The vegetation of Africa. P., 1983.

Вернуться к началу