ГОЛАРКТИ́ЧЕСКОЕ ФЛОРИСТИ́ЧЕСКОЕ ЦА́РСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Биология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 303-305

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. В. Камелин

ГОЛАРКТИ́ЧЕСКОЕ ФЛОРИСТИ́ЧЕСКОЕ ЦА́РСТВО (Го­ларк­ти­ка), круп­ней­шее из 6 царств фло­ры. Ох­ва­ты­ва­ет пре­им. не­тро­пич. часть су­ши Сев. по­лу­ша­рия (за ис­клю­че­ни­ем час­ти Фло­ри­ды в Сев. Аме­ри­ке и Юж. тро­пич. Азии). На его тер­ри­то­рии про­из­ра­ста­ет до 75 тыс. ви­дов со­су­ди­стых рас­те­ний (ок. 25% из­вест­но­го со­ста­ва на Зем­ле). Ори­ги­наль­ность фло­ры под­чёр­ки­ва­ет­ся ря­дом эн­де­мич­ных се­мейств, часть из ко­то­рых (ко­но­п­лё­вые, пио­но­вые, диа­пен­зие­вые, бе­ло­зо­ро­вые, адок­со­вые, шейх­це­рие­вые) свой­ст­вен­ны боль­шин­ст­ву ре­гио­нов цар­ст­ва. Ещё ок. 30 се­мейств цвет­ко­вых рас­те­ний, а так­же гинк­го­вые и го­лов­ча­то­тис­со­вые из го­ло­се­мен­ных – эн­де­мич­ны для отд. ре­гио­нов. Не­ко­то­рые из го­ларк­тич. се­мейств (ма­ко­вые, бе­рё­зо­вые, пла­та­но­вые, клё­но­вые, во­дя­ни­ко­вые, гру­шан­ко­вые, си­ню­хо­вые, су­са­ко­вые, со­сно­вые, вуд­сие­вые па­по­рот­ни­ки и др.) за­хо­дят в тро­пи­ки. В то же вре­мя в Г. ф. ц. не пред­став­ле­но бо­лее по­ло­ви­ны се­мейств, ха­рак­тер­ных для тро­пи­ков: пер­це­вые, дил­ле­ние­вые, ох­но­вые, стра­сто­цвет­ные, бе­го­ние­вые, ме­ла­сто­мо­вые, бом­бак­со­вые, дип­те­ро­кар­по­вые и др. Наи­бо­лее круп­ны­ми се­мей­ст­ва­ми яв­ля­ют­ся слож­но­цвет­ные, зла­ки, бо­бо­вые, ор­хид­ные, осо­ко­вые, ро­зо­цвет­ные, гвоз­дич­ные, гу­бо­цвет­ные, но­рич­ни­ко­вые, зон­тич­ные и др., пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых рас­про­стра­не­ны поч­ти на всех кон­ти­нен­тах.

В свя­зи с ог­ром­ной тер­ри­то­ри­ей, за­ни­мае­мой Г. ф. ц., со­став фло­ры в раз­ных её ре­гио­нах силь­но раз­ли­ча­ет­ся. Здесь луч­ше, чем где-ли­бо на Зем­ле, вы­ра­же­на ши­рот­ная поч­вен­но-рас­тит. зо­наль­ность и наи­бо­лее рез­ко про­яв­ля­ет­ся ме­ри­диональ­ное (сек­тор­ное) раз­ли­чие со­ста­ва зон и под­зон. Боль­шую пло­щадь за­ни­ма­ют го­ры, в т. ч. хреб­ты Тянь-Ша­ня, Па­ми­ро-Алая, Гин­ду­ку­ша, Ка­ра­ко­ру­ма и Ги­ма­ла­ев, где бо­гат­ст­во фло­ры оп­ре­де­ля­ет­ся рез­ко вы­ра­жен­ной вы­сот­ной по­яс­но­стью. На рав­ни­нах и пла­то (в т. ч. на вы­со­ко­гор­ном пла­то Ти­бе­та) она силь­но обед­не­на. Толь­ко в Г. ф. ц. на­блю­да­ет­ся пол­ный спектр ти­пов рас­ти­тель­но­сти – от край­не хо­ло­до­стой­ких в Арк­ти­ке до суб­тро­пи­че­ских на юге.

Раз­ви­ва­ясь с кон­ца ме­зо­зоя пре­им. как уме­рен­ные и суб­тро­пич. фло­ры с гос­под­ством цвет­ко­вых и важ­ной ро­лью го­ло­се­мен­ных рас­те­ний, эти фло­ры яв­ля­ют­ся тем не ме­нее наи­бо­лее из­ме­нён­ны­ми на Зем­ле, осо­бен­но в но­вей­шие (плио­цен – го­ло­цен) эта­пы гео­ло­гич. ле­то­пи­си. Те­п­ло­уме­рен­ные и суб­тро­пич. ме­зо­филь­ные (и лис­то­пад­ные) фло­ры с гос­под­ством цвет­ко­вых рас­те­ний верх­не­го ме­ла плав­но пе­ре­хо­дят в па­лео­ге­но­вые (т. н. арк­тот­ре­тич­ные). В эо­це­не они замет­но обо­га­ща­ют­ся тро­пич. пред­ста­ви­те­ля­ми как в Ев­ро­пе, так и на Кам­чат­ке и Аля­ске. В это же вре­мя в Ев­ра­зии и на юго-за­па­де Сев. Аме­ри­ки на­чи­на­ет­ся раз­ви­тие ксе­ро­филь­ных флор. Раз­ви­тие та­ко­го на­бо­ра флор по­сле оли­го­це­но­во­го кри­зи­са шло на ос­но­ве ви­дооб­ра­зо­ва­ния (ав­то­хтон­но). На фо­не рез­ких из­ме­не­ний су­ши и океа­на, ин­тен­сив­но­го про­цес­са пе­ре­ме­ще­ния склад­ча­то­сти (оро­ге­не­за) в круп­ных гор­но-по­яс­ных струк­ту­рах, по­сте­пен­но­го ох­ла­ж­де­ния в вы­со­ких ши­ро­тах рас­тит. по­кров рез­ко ме­нял­ся. Шло сме­ще­ние зон к югу, а фло­ры поч­ти пол­но­стью ли­ши­лись тро­пич. эле­мен­тов. В то же вре­мя суб­тро­пи­че­ские и те­п­ло­уме­рен­ные эле­мен­ты древ­них флор хо­ро­шо со­хра­ни­лись здесь в круп­ней­ших ре­фу­гиу­мах (убе­жи­щах) Вост. Азии, юга ат­лан­тич. по­бе­ре­жья Сев. Аме­ри­ки и Мек­си­ки, а эле­мен­ты древ­них арид­ных флор – в Пе­ред­ней и Ср. Азии и на юго-за­па­де Сев. Аме­ри­ки. По­сле­дую­щее пре­об­ра­зо­ва­ние ис­ход­ных ме­зо­филь­ных и ксе­ро­филь­ных флор со­про­во­ж­да­лось так­же ми­гра­ци­ей, осо­бен­но по гор­ным сис­те­мам, как из бо­лее сев. ре­гио­нов к югу, так и (от­час­ти) – с юга на се­вер. По­сле раз­ви­тия лед­ни­ко­вых по­кро­вов в вы­со­ких ши­ро­тах Арк­ти­ки и в вы­со­ко­горь­ях те­п­ло­лю­би­вые рас­те­ния в бо­лее сев. ре­гио­нах ис­чез­ли. Фло­ры сев. час­ти Го­л­арк­ти­ки рез­ко обед­не­ли, но в юж. час­ти в это вре­мя шло ин­тен­сив­ное ви­до­об­ра­зо­ва­ние на ба­зе как ме­зо­филь­ных, так и, осо­бен­но, ксе­ро­филь­ных флор. Из-за зна­чит. раз­ли­чий фло­ры раз­ных ре­гио­нов в Г. ф. ц. мож­но вы­де­лить неск. под­царств, об­лас­тей и по­доб­ла­стей (см. кар­ту).

Бореальное подцарство

Бо­ре­аль­ное под­цар­ст­во наи­бо­лее об­шир­но. В нём вы­де­ля­ют Бо­ре­аль­ную (на обо­их кон­ти­нен­тах) и Се­ве­ро-Аме­ри­кан­скую об­лас­ти. Фло­ра Бо­ре­аль­ной об­лас­ти бо­га­та по чис­лу ви­дов (ок. 16 тыс.), но наи­ме­нее ори­ги­наль­на. Эн­де­мич­ных се­мейств здесь нет, эн­де­мич­ных ро­дов не бо­лее 50, хо­тя ко­ли­че­ст­во эн­де­мич­ных ви­дов со­став­ля­ет ок. 5 тыс. Бо­гат­ст­во фло­ры рас­тёт с се­ве­ра на юг. По чис­лу ви­дов раз­ли­ча­ют об­шир­ные по­доб­ла­сти: Арк­ти­че­скую – ок. 2 тыс. ви­дов; Ка­над­скую и Вос­точ­но-Си­бир­скую – при­мер­но 3,5–4 тыс. ви­дов; Ев­ро­си­бир­скую – не ме­нее 7,5 тыс. ви­дов; Степ­ную – до 4 тыс. ви­дов. В Бо­ре­аль­ной об­лас­ти раз­ви­ты та­кие хо­лод­но-уме­рен­ные и уме­рен­ные ти­пы рас­ти­тель­но­сти, как на­стоя­щие тун­д­ры, пус­то­ши (ве­ре­щат­ни­ки), тор­фя­ные бо­ло­та, тем­но­хвой­ные ле­са (тай­га), бо­ры, мел­ко­ли­ст­ные ле­са, лу­га, а так­же ши­ро­ко­ли­ст­вен­ные (не­мо­раль­ные) ле­са, лу­го­сте­пи и сте­пи. Фло­ра Се­ве­ро-Аме­ри­кан­ской об­лас­ти бед­нее по чис­лу ви­дов (ок. 10 тыс.), но от­ли­ча­ет­ся свое­об­ра­зи­ем. Здесь есть эн­де­мич­ное сем. Leitneriaceae, бо­лее 150 эн­де­мич­ных ро­дов и бо­лее 5 тыс. эн­де­мич­ных ви­дов. Осо­бен­но бо­га­ты и ори­ги­наль­ны фло­ры юго-вос­то­ка Сев. Аме­ри­ки (Ап­па­ла­чи, пла­то Озарк и суб­тро­пи­ки низ­мен­но­сти ат­лан­тич. по­бе­ре­жья), а так­же сев. час­ти Ска­ли­стых гор (осо­бен­но от­ли­ча­ют­ся та­кие ти­пы рас­ти­тель­но­сти, как по­ли­до­ми­нант­ные ши­ро­ко­ли­ст­вен­ные ле­са, в т. ч. с веч­но­зе­лё­ным под­лес­ком из суб­тро­пич. эле­мен­тов – на юго-вос­то­ке, пре­рии – в центр. рай­онах и гор­ные по­ли­до­ми­нант­ные хвой­ные ле­са – на се­ве­ро-за­па­де).

Восточно-Азиатское подцарство

Вос­точ­но-Ази­ат­ское под­цар­ст­во  вклю­ча­ет при­мер­но 40 тыс. ви­дов, бо­лее 350 эн­де­мич­ных ро­дов, не ме­нее 20 эн­де­мич­ных се­мейств (в их чис­ле – го­ло­се­мен­ные и цвет­ко­вые). Рас­ти­тель­ность пред­став­ле­на ши­ро­ко­ли­ст­вен­ны­ми и хвой­но-ши­ро­ко­ли­ст­вен­ны­ми ле­са­ми на се­ве­ре, скле­ро­филь­ны­ми и са­ван­но­вы­ми (мус­сон­ны­ми) ле­са­ми в Ги­ма­ла­ях и на юго-за­па­де Ки­тая, фраг­мен­тар­но со­хра­нив­ши­ми­ся лав­ро­ли­ст­ны­ми ле­са­ми на юге под­цар­ст­ва, а так­же спе­ци­фич. ти­па­ми рас­ти­тель­но­сти гор – ро­до­ре­та­ми, суб­тро­пич. «ле­са­ми ту­ма­нов», вы­со­ко­гор­ны­ми по­ду­шеч­ни­ка­ми и т. д. По со­ста­ву эн­де­мич­ных так­со­нов в под­цар­ст­ве раз­ли­ча­ют­ся две об­лас­ти – Си­но-Япон­ская, где рас­тёт боль­шая часть эн­де­мич­ных се­мейств, и Си­но-Ги­ма­лай­ская, где зна­чи­тель­но боль­ше эн­де­мич­ных ро­дов.

Древнесредиземноморское подцарство

Древ­не­сре­ди­зем­но­мор­ское под­цар­ст­во (Древ­нее Сре­ди­зе­мье) за­ни­ма­ет зна­чит. тер­ри­то­рию на юге Ев­ра­зии и в Сев. Аф­ри­ке, на­счи­ты­ва­ет не ме­нее 22 тыс. ви­дов, при­чём око­ло по­ло­ви­ны – эн­де­ми­ки или су­бэн­де­ми­ки (за­хо­дят лишь в юж. рай­оны бо­ре­аль­ной Ев­ро­пы, обыч­но как сор­ные), ок. 500 эн­де­мич­ных ро­дов. Эн­де­мич­ных се­мейств здесь ма­ло. Для рас­ти­тель­но­сти это­го под­цар­ст­ва, осо­бен­но в наи­бо­лее арид­ных ре­гио­нах, ха­рак­тер­ны пус­тын­ные ти­пы (псам­мо­са­ван­ны, пус­тын­ные фри­га­нои­ды, га­ло­фи­тон и др.). Бо­лее ме­зо­филь­ные ти­пы пред­став­ле­ны ос­тат­ка­ми лав­ро­ли­ст­ных ле­сов (на ост­ро­вах Ат­лан­ти­ки), скле­ро­филь­ны­ми ле­са­ми и осо­бен­но их про­из­вод­ны­ми (ан­тро­по­ген­ны­ми) ти­па­ми – ма­к­ви­сом, га­ри­гой, фри­га­на­ми, ар­чов­ни­ка­ми, тра­га­кант­ни­ка­ми и др. Две об­лас­ти это­го под­цар­ст­ва – Ма­ка­ро­не­зий­ско-Сре­ди­зем­но­мор­ская и Пе­ред­неа­зи­ат­ская – рез­ко от­ли­ча­ют­ся от соб­ст­вен­но пус­тын­ной Са­ха­ро-Го­бий­ской об­лас­ти, объ­е­ди­няю­щей их на рав­ни­нах.

Мадреанское (Сонорское) подцарство

Мад­ре­ан­ское (Со­нор­ское) под­цар­ст­во (в др. схе­мах рай­они­ро­ва­ния Па­ци­фи­ко-Аме­ри­кан­ская, или Со­нор­ская, об­ласть) ох­ва­ты­ва­ет юго-за­пад Сев. Аме­ри­ки и сев. часть Мек­си­ки. Фло­ра вклю­ча­ет не ме­нее 15 тыс. ви­дов, 200 эн­де­мич­ных ро­дов, неск. эн­де­мич­ных се­мейств. Оче­вид­ны древ­ние свя­зи этой фло­ры с Древ­ним Сре­ди­земь­ем Ста­ро­го Све­та, а так­же с тро­пи­ка­ми Не­от­ро­пич. фло­ри­стич. цар­ст­ва. Раз­ви­тие мад­ре­ан­ских флор на­ча­лось на ос­но­ве ви­до­об­ра­зо­ва­ния, ве­ро­ят­но, на ру­бе­же эо­це­на и оли­го­це­на. Раз­но­воз­ра­ст­ные ре­фу­гиу­мы древ­ней­ших эле­мен­тов со­сре­до­то­че­ны в при­океа­нич. рай­онах (от юго-за­па­да Оре­го­на до Ка­ли­фор­нии) и в гор­ной час­ти Мек­си­кан­ско­го на­го­рья, где пре­об­ла­да­ют ав­то­хтон­ные ксе­ро­ме­зо­филь­ные и ме­зо­филь­ные эле­мен­ты, а так­же в пус­ты­нях Боль­шо­го бас­сей­на – Мо­ха­ве, Со­но­ра и Чиуа­уа. Свое­об­раз­ные ти­пы рас­ти­тель­но­сти со­сре­до­то­че­ны имен­но в этих рай­онах – это хвой­ное крас­но­ле­сье (ле­са се­к­вой­яден­д­ро­на, се­к­войи, ки­па­ри­са), чап­па­раль, скле­ро­филь­ные (в т. ч. ду­бо­вые) ле­са и по­ли­до­ми­нант­ные бо­ры из эн­де­мич­ных ви­дов со­сен, как­ту­со­вые жар­ко-уме­рен­ные и суб­тро­пич. пус­ты­ни, кус­тар­ни­ко­вые (гл. обр. из кре­о­зо­то­во­го кус­та – Larrea triden­tatа) пус­ты­ни и по­лу­кус­тар­ни­ко­во-кус­тар­ни­ко­вые пус­ты­ни с гос­под­ством по­лы­ней и ма­ре­вых. В го­рах – по­ли­до­ми­нант­ные хвой­ные ле­са, а в вост. рай­онах Мек­си­кан­ско­го на­го­рья – фраг­мен­ты по­ли­до­ми­нант­ных ши­ро­ко­ли­ст­вен­ных ле­сов (с веч­но­зе­лё­ным под­лес­ком), ана­ло­гич­ные ле­сам ат­лан­тич. по­бе­ре­жья Сев. Аме­ри­ки.

Лит.: Тах­тад­жян А. Л. Фло­ри­сти­че­ские об­лас­ти Зем­ли. Л., 1978; Takhtajan A. Floristic regions of the world. Berk., 1986; Ка­ме­лин Р. В. Фло­ра Сыр­дарь­ин­ско­го Ка­ра­тау. Л., 1990.

Вернуться к началу