Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АУЛИ́Б

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Е. Малых

АУЛИ́Б (Хор-Аулиб; англ. Awlib, Hor Awlib), археологический памятник, состоящий из храмового комплекса 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. и средневекового некрополя, на северной стороне Вади-эль-Хавада, в 191 км к северо-востоку от г. Хартум (Судан). Располагается в 6,5 км к югу от исторического г. Мероэ и в 1 км к северу от Абу-Эртейлы, с которой в древности Аулиб имел общее искусственное хранилище воды (хафир) Хор-Аулиб (Хош-эль-Кафар), по имени которого и назван памятник.

Аулиб впервые упомянут в 1911 г. британским археологом Дж. Кроуфутом. Археологические раскопки велись польской экспедицией (Х. Панер) в 2001 и 2003 гг. после разведок 1995 г. Изучение памятника не было завершено, результаты исследований опубликованы не полностью.

Выявлено девять холмов (комов), из которых раскопан самый крупный (Ком А) и частично Ком B. На Коме А располагался храм прямоугольной (в традициях древнеегипетской архитектуры) планировки (46×24 м) с пилоном, сложенный из сочетания обожжённого и сырцового кирпича и каменных рельефных деталей (колонн, архитравов, фризов с орнаментом «хекер»), ориентированный по оси запад – восток с отклонением к югу. Здание окружала стена из сырцового кирпича. Храм функционировал в 1 в. до н. э. – 1 в. н. э., однако мог быть основан ещё в напатское время (8 – 1-я пол. 6 в. до н. э.). Польские исследователи (Х. Панер, А. Зандер) предполагают, что древнейшее здание храма было разрушено в результате природной катастрофы и впоследствии отстроено заново. В храме почитался бог Амон, но могли поклоняться и другим богам, в частности Апедемаку (обнаружен фрагмент блока из песчаника с остатками его имени, начертанного египетскими иероглифами). Найдено большое количество фрагментов рельефов из местного жёлтого песчаника с изображением процессий священных животных в позе адорации (павианов, соколов), зооморфных и антропоморфных богинь, а также фрагменты архитравов с изображением крылатого солнечного диска или крылатого скарабея.

На Коме В раскопано здание («Жреческий дом») квадратной планировки (31×31 м), собрана представительная коллекция керамики 1 в. до н. э. – 3 в. н. э., включающая как традиционные мероитские типы (лепная керамика, круговые круглодонные и плоскодонные чаши, иногда с росписью с мотивами древнеегипетского искусства), так и эллинизированные, например кратеры с расписным растительным орнаментом (листья плюща). В верхних слоях Аулиба обнаружен средневековый грунтовый могильник, частично разрушивший мероитский памятник.

Материалы Аулиба позволяют рассматривать регион Вади-эль-Хавад как единое целое в рамках культурно-исторической области Мероэ, а также предположительно отнести начало освоения этого района к напатскому времени.

Borcowski Z. The Awlib Temple Complex : Report on the 2001 and 2003 Excavation Seasons / Borcowski Z., Paner H. // Gdansk Archaeological Museum African Reports. – 2005. – Vol. 3. – P. 47–60.
El–Tayeb M. The Awlib Temple Complex : Kom B and its Pottery Assemblage / El–Tayeb M., Kołosowska E. // Gdansk Archaeological Museum African Reports. – 2005. – Vol. 3. – P. 145–158.
Sander A. Sandstone Reliefs and other Architectural Details Revealed in the Awlib Temple Complex in 2003 : A Preliminary Analysis // The Kushite World : Proceedings of the 11th International Conference for Meroitic Studies. Vienna, 1–4 September 2008 / ed. by. M. H. Zach. – Vienna : Verein der Förderer der Sudanforschung, 2015. – P. 307–317. – (Beiträge zur Sudanforschung ; Beiheft 9).

Вернуться к началу