НИ́ЖНИЙ АРХЫ́З
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИ́ЖНИЙ АРХЫ́З, комплекс археологич. памятников аланов 10–13 вв., в 22 км к югу от совр. станицы Зеленчукской (Зеленчукский р-н Карачаево-Черкесии; Россия). Занимает обширную горную долину и тянется вдоль р. Большой Зеленчук почти на 3 км (пл. ок. 63 га). Обследования проводились: в 1802 – майором рус. армии Потёмкиным; востоковедом Г. Ю. Клапротом во время поездки по Кавказу в 1807–08; во 2-й пол. 19 в. – членами Рус. археологич. об-ва бр. Нарышкиными, землемером Н. Петрусевичем, художником и археологом Д. М. Струковым. В кон. 1880-х гг. для восстановления древних храмов и возрождения христианских традиций на территории Н. А. была учреждена Свято-Александро-Афонская Зеленчукская пустынь, закрытая в 1920-х гг. Раскопки краеведа В. М. Сысоева в 1895, К. М. Петролевича в 1940, П. Г. Акритаса и В. А. Кузнецова в 1952–1953, В. А. Кузнецова в 1960–80-х гг. (с перерывами), Г. Х. У. Текеева в 1979–1980, У. Ю. Эльканова в 1980–90-х гг., В. Н. Каминского в 1986. Обследования и сборы археологич. материалов: И. А. Аржанцевой в 1993–94, А. А. Демакова, О. В. Орфинской, Н. А. Тихонова с 1990-х гг.
Исходя из предположения В. А. Кузнецова об отождествлении Н. А. с центром Аланской епархии, в совр. исследованиях Н. А. делится на 6 структурно-топографич. частей: 1-й земледельч. участок; посёлок епархии; 2-й земледельч. участок; город; могильник на склонах хребта Ужум; могильник на склонах хребта Мыцешта. В оборонит. систему входило не менее 4 каменных стен, разгораживающих долину.
Посёлок епархии (расположен в сев. части Н. А.) – участок плотной застройки с комплексом культовых (в т. ч. 7 каменных одноапсидных капелл) и жилых сооружений; 2 христианских могильника и стены, которые концентрируются вокруг Сев. храма, считающегося кафедральным собором. Эта крестово-купольная 3-апсидная церковь (рис.), построенная в 1-й пол. 10 в., – крупнейшая из известных культовых построек 10–13 вв. на Сев. Кавказе. Стены и барабан были покрыты фресками, они практически не сохранились, известны по рисункам Д. М. Струкова. Под полом изучено женское погребение, в инвентаре которого более 100 золотых и позолоченных украшений, в т. ч. серьги и массивные перстни, один из которых имел альмандиновую вставку – печать с именем арм. царя Ашота I (886–891). В остатках строений близ храма найдены бронзовые др.-рус. кресты-энколпионы.
Собственно город, по предположению исследователей, находился в центр. и юж. части Н. А., где сосредоточено большинство остатков каменных построек, в т. ч. сооружения в форме круга («цирк») диаметром 88 м, здания, разделённые на небольшие помещения (предположительно монастырь с кельями), Ср. и Юж. храмы. Ср. храм (вероятно, 1-я пол. 10 в.) – крестово-купольный, 3-апсидный, близок по архит. решению и ряду элементов к Сев. храму, но немного меньше. В алтарной части Нарышкиными отмечались остатки престола и синтрон. Сохранились фрагменты фресок, в т. ч. орнаментальные фризы, образы св. Георгия Победоносца, поражающего змея, св. Дмитрия Солунского. Юж. храм – самый маленький, крестово-купольный, 3-апсидный, с 4 столбами квадратного сечения, типичными для всех храмов Н. А.; предполагается, что это домовая церковь одной из усадеб. Вблизи найден каменный ставропигиальный крест с греч. надписью и датой 1073, что является аргументом в пользу отнесения постройки храма к 11 в. Однако ряд исследователей считает, что его возведение относится к тому же времени, что и строительство Сев. и Ср. храмов, или немного позднее. Специалисты полагают, что он был посвящён св. пророку Илии. В кон. 19 в. этот храм был восстановлен и освящён в честь св. Александра Невского, использовался для богослужений.
Осн. видом застройки Н. А. были усадьбы, включавшие дом на высоком каменном цокольном этаже и хозяйств. сооружения (на одной усадьбе раскопана крытая железоплавильная мастерская). Кроме 3 осн. «зеленчукских» храмов, выявлено 11 однонефных небольших церквей и капелл (т. н. малые формы). На могильниках зафиксированы трупоположения (в т. ч. коллективные) в пещерах, наземных склепах, каменных ящиках, совершённые и по языческому, и по христианскому обрядам. «Земледельч. участки» – ровные площадки, ограниченные визуально прослеживаемыми валами или фрагментами стен.
Среди находок: каменные и металлич. кресты, в т. ч. бронзовый крест из интерьера Сев. храма с греч. надписью 1067 г., каменные плиты с греч. надписями и изображениями крестов; фрагменты визант. оконных стёкол и цветных браслетов; стеклянные, керамические с бирюзовой поливой, сердоликовые, янтарные бусы; бронзовые накладки на ремень; железные слабоизогнутая сабля, плоские и 3-гранные черешковые наконечники стрел, лёгкие боевые секиры, обрывки кольчуги, сошники, тёсла, ножи, пробои и др.; каменные жернова; каменные и глиняные пряслица; типичные для Сев.-Зап. Кавказа и Центр. Предкавказья керамич. кувшины, кружки, горшки, котлы, пифосы; привозные красноглиняные амфоры. В инвентарь погребений входили металлич. зеркала с центральной или боковой петлей и концентрич. орнаментом, бронзовые и серебряные серьги, бронзовые литые перстни, бронзовая булавка с серебряной головкой, бронзовая копоушка с крестом на ручке. Сохранилось много фрагментов кожаной обуви, одежды – в осн. из домотканого холста, иногда с отделкой согдийским полихромным шёлком. Среди монет: византийские, арабские, золотоордынские.
Образование крупного культового центра в Н. А. связывают с принятием христианства гос-вом Алания, сформировавшимся в 1-й пол. 10 в. (см. в ст. Аланы), с возникновением на Сев. Кавказе центра Аланской епархии. Н. А. рассматривают и как значит. торговый центр. В 1-й пол. 12 в. Аланская кафедра была перемещена в г. Сотириуполь (в район совр. г. Сухум или близ Трапезунда, ныне Трабзона), но на Н. А. продолжается интенсивная жизнедеятельность до кон. 12 в. или нач. 13 в. Признаков разрушения и гибели города нет, но в 13 в. он опустел, что связывают с изменением этнополитич. ситуации в верховьях Кубани: притоком половцев, постепенно вытеснявших аланов, хотя их остатки сохранялись и в 13–14 вв.