МУНДИГА́К
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУНДИГА́К, многослойное поселение сер. 4-го – сер. 1-го тыс. до н. э. в долине р. Кушк-и-Накхуд (приток р. Аргандаб), в 37 км к северо-северо-западу от совр. г. Кандагар (юг Афганистана). Открыто в 1950 и исследовано в 1951–58 Франц. археологич. миссией в Афганистане под рук. Ж. М. Казаля. Включает неск. теллей (центральный, Тепе А – выс. ок. 20 м), макс. площадь М. (сер. 3-го тыс. до н. э.) – более 45 га. Выделено 7 культурно-хронологич. комплексов: М. I–III – энеолита, М. IV–V – бронзового, М. VI–VII – раннего железного века. Эталон для изучения раннеземледельч. культуры региона.
В М. I (ок. 3500–3300 до н. э.; поселение погибло во время пожара) ранние постройки глинобитные, затем – из сырцового кирпича; 1- и 2-комнатные дома с прямоугольными очагами. Медные лезвие, шилья; алебастровые и кальцитовые сосуды; лазуритовые бусины и др. Преобладала круговая расписная посуда с несложным геометрич. орнаментом; на позднем этапе есть керамика с полихромной росписью типа Кечи-Бег (территория Белуджистана).
М. II (ок. 3300–3100 до н. э.) застроен плотно примыкающими друг к другу, в осн. 2-комнатными домами с прямоугольным очагом на сырцовом основании в центре комнаты; обнаружена 2-камерная одноярусная гончарная печь. Керамика в осн. лепная. Среди находок – примитивная каменная печать, уникальный медный косметич. стержень с биспиральным навершием.
В М. III (ок. 3100–2800 до н. э.) преобладают 3–6-комнатные дома с подпрямоугольными и (реже) круглыми очагами на сырцовых основаниях. У зап. подножия Тепе А изучен некрополь: более ранние захоронения в ямах, индивидуальные, скорченные, с украшениями из бусин; на фазе М. III,6 – коллективные (до 8 чел.) последовательные захоронения в прямоугольных наземных камерах из сырцового кирпича, инвентарь – сосуды и мелкие украшения. Появляются медные плоские ножи-кинжалы, проушные топоры, топоры-тёсла. Терракотовые статуэтки (часто орнаментированные краской) быков-зебу и антропоморфные. Более половины посуды сделано на круге; среди расписной – много белуджистанской монохромной (типа Кветта) и полихромной с геометрич. орнаментом (типа Наль). Прослеживается культурное влияние с территории Юж. Туркмении (Геоксюр 1, Алтын-Депе) и иранского Систана (Шахри-Сохте).
М. IV (ок. 2800–2400 до н. э.) – период расцвета крупного раннегородского центра с уникальным комплексом сооружений. На Тепе А исследован дворец: монументальный сев. фасад окрашен белой краской, с полукруглыми полуколоннами, над ними – рельефный фриз из ступенчатых пирамид; за фасадом – 3-комнатное здание, обширный двор, подсобные строения. Дворец трижды перестраивали, на 3-м этапе фасад был забутован и превращён в платформу, над которой возвышалась новая фасадная стена, украшенная полуколоннами, внутр. двор застроили хранилищами. Напротив дворца находились строения без очагов, вероятно, 2-этажные. К востоку от Тепе А, на небольшом Тепе G, располагался предположительно храм: внутри подквадратной в плане обводной стены, декорированной снаружи треугольными выступами, располагался длинный ряд подсобных помещений, по центру – монументальное здание и обширный двор с прямоугольным очагом-подиумом. В архитектуре прослеживается влияние из Месопотамии. В зап. части М., на Тепе В и D, изучены части обводных стен с квадратными «башнями» на углах, прямоугольными пилястрами снаружи, коридорами изнутри. Западнее, за пределами города, находился могильник фазы М. IV,3 (индивидуальные, вытянутые на спине захоронения в сопровождении сосудов). Местное высокоразвитое произ-во: гончарство (сложнопрофилированные сосуды изготовлены на круге быстрого вращения, обожжены в 2-ярусных гончарных печах); металлообработка с применением литья по восковой модели (медные перегородчатые печати-штампы, зеркала, булавки, косметич. стержни с фигурными навершиями, копьё); камнеобработка (фигурные бусины, факелы с крышками, в т. ч. с резьбой, косметич. сосуды сложных форм) и др. Расписные вазы, кубки, блюда с изображениями «барсов» (вероятно, влияние Ирана), козлов, птиц, рыб, листьев пипала; сосуды в виде быков и птиц, женские терракотовые статуэтки со сложными налепными причёсками и украшениями. Уникальна часть скульптуры из белого известняка – голова жреца или вождя (фаза М. IV,3). Прослеживаются сходство элитарных субкультур М., Шахри-Сохте и Алтын-Депе, связи с предхараппскими памятниками и хараппской цивилизацией.
М. V (вероятно, кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э.) – монументальное сооружение, возведённое на развалинах дворца М. IV после периода запустения. Вокруг – врем. жилища. Характерны лепная красноангобированная керамика, украшенная росписью с несложными геометрич. мотивами, бронзовые черешковые наконечники стрел.
М. VI – период запустения.
М. VII (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.) представлен зернохранилищами и домами на зап. склоне Тепе А, круговой лощёной красно-коричневой посудой, бронзовыми плоскими черешковыми и трёхгранными втульчатыми наконечниками стрел, обломком железного предмета.