МАКЛАШЕ́ЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКЛАШЕ́ЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологич. культура (общность) конца бронзового века (12/11 – 1-я пол. 9 вв. до н. э.), в лесных и лесостепных районах Волго-Камского региона, от устья р. Ветлуга на западе до среднего течения р. Белая на востоке, от устья р. Чусовая на севере до р. Сок на юге. Названа по курганному могильнику II у с. Маклашеевка (Спасский р-н Респ. Татарстан, Россия), открытому и исследованному П. А. Пономарёвым в 1882. Выделена в нач. 1920-х гг. М. Г. Худяковым, который отнёс к М. к. все памятники бронзового века Ср. Поволжья, отличные от фатьяновской культуры, и более ранние, чем ананьинская культура (в кон. 1920-х гг. он предположил, что М. к. – её ранняя стадия). В 1950–60-е гг. А. Х. Халиков те же памятники выделил как маклашеевский этап приказанской культуры. В 1970–80-е гг. М. к. стали рассматривать как особую культуру (В. Н. Марков) или культурно-историч. общность, предшествующую ананьинской общности (В. Ф. Генинг, С. В. Кузьминых).
Могильники курганные (на одних длинные, на других – небольшие круглые насыпи) и бескурганные, но со следами столбовых конструкций, фиксирующих могилу на поверхности. Могилы во всех случаях расположены рядами. Трупоположения в ямах (часто со следами огня), в осн. одиночные, реже парные и коллективные, известен кенотаф; преобладают вытянутые на спине, редко на боку или с немного согнутыми ногами, известны вторичные захоронения; ориентированы головой или ногами к реке, редко параллельно ей. Жертвенные комплексы (вещи, кости, черепа животных и др.) и каменные стелы (Ильичёвский могильник) – под курганами и между грунтовых могил. В мужских погребениях – каменные, костяные, бронзовые наконечники стрел и копий, булавы, кельты, ножи, предметы конской упряжи и др.; в женских доминируют браслеты и головные уборы (бусы, накладки, височные подвески и др.); в могилах также керамика, астрагалы, огнива, кости животных. Селища, немногочисл. городища. На поселении от 4 до 12 подпрямоугольных и подквадратных построек (от 10 до 120 м2) каркасно-столбовой конструкции, с очагами: наземные с 1–2 входами-тамбурами или полуземлянки, в т. ч. соединённые переходами. Круглодонные горшки и шаровидные сосуды с невысоким горлом, на Ср. Волге часто с «текстильной» обработкой тулова, в погребениях встречаются чаши; украшены на переходе от шейки к тулову горизонтальными рядами ямок, по шейке – врезными горизонтальными, прочерченными косыми и вертикальными линиями, зигзагом, ёлочкой, «флажками», оттисками гребенчатого штампа и шнура. Характерны небольшие бронзовые двулезвийные ножи 2 типов (с узким подпрямоугольным черешком и параллельными лезвиями; с кольцевым упором), кельты – двуушковые или с «лобным» (расположенным на плоской стороне) ушком, наконечники копий с прорезями, височные «очковидные» биспиральные подвески, бляшки с «глухим» ушком, разл. пластинчатые накладки и др. Носители М. к. – европеоиды, ряд популяций с монголоидной примесью. В основе хозяйства – скотоводство, начинает осваиваться земледелие, развита цветная металлообработка, появляются первые железные изделия.
Ряд исследователей (М. Г. Худяков, Н. Л. Членова, В. Н. Марков) предполагали для М. к. сибирские истоки (ирменская культура). В совр. работах (С. В. Кузьминых, А. А. Чижевский и др.) преобладает точка зрения о формировании М. к. на основе взаимодействия пришлой текстильной керамики культуры и местных памятников «андроноидного» (см. Андроновская культура) круга (атабаевский, луговской, сусканский и др. типы). Это взаимодействие было особенно активным в сев.-зап. части Ср. Поволжья и областях близ устья Камы. Восточнее и севернее в большей степени сохранились черты предшествующих культур, поэтому в рамках общности М. к. выделяют малмыжскую (бассейн Вятки), курмантаусскую (бассейн Белой), быргындинскую (север Нижнего Прикамья), ерзовскую (Ср. Прикамье) культуры. Дальнейшее взаимодействие традиций М. к. и культур текстильной керамики привело к формированию в раннем железном веке в Ср. Поволжье акозинской культуры (с преобладанием «текстильного» компонента), на остальных территориях, где возобладала местная этнокультурная традиция, – постмаклашеевской культуры, ставшей компонентом в формировании ананьинской культурной области.