КО́СТИ́ЩЕ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́СТИ́ЩЕ, тип археологич. памятников раннего железного века в Среднем и Верхнем Прикамье (4/3 вв. до н. э. – 4/5 вв. н. э.). Термин «К.» и его понимание как жертвенного места предложены А. Е. Теплоуховым в 1868–78 (хотя в число К. попадали и обычные, т. н. костеносные, городища). К. характеризуют напластования (мощность до 1,5 м) сырых и пережжённых костей, в осн. крупного рогатого скота и лошадей, костного пепла (что и дало название памятникам), наибольшую концентрацию которых связывают с местами жертвоприношений. На площадках К. выявлены вымостки из галечника, серповидные и прямые канавки, глинобитные прокалённые площадки, выкладки черепов медведя, лося, росомахи, рыси, барана, барсука, оленя и др. Возле этих сооружений найдены украшения, железные и костяные наконечники стрел, медные и бронзовые зооморфные (часто в виде птиц, есть пресмыкающиеся, насекомые) и антропоморфные фигурки, модели орудий и оружия (скорее всего, вотивные), столовая посуда и чаши (вероятно, для жертвоприношений). Ранние К. расположены на площадках городищ ананьинской культуры, поздние – на новых местах, расположенных на мысах, холмах, высоких коренных берегах рек; многие приурочены к родникам и выходам грунтовых вод. Наиболее известное К. дало название археологич. общности, в рамках которой распространены К. (Гляденово); всего известно 14 К. Поздние К. (т. н. малые К. типа Гаревское) В. Ф. Генинг относил к гаревской культуре, выделение которой оспаривается. Большинство исследователей (А. Е. Теплоухов, А. А. Спицын, Н. Н. Новокрещенных, А. П. Смирнов, Ю. А. Поляков и др.) считают К. особыми жертвенными местами или святилищами. В. Ф. Генинг и В. А. Оборин рассматривали К. как коллективные могильники с трупосожжениями. К. перестали функционировать в кон. 4 – 5 вв. в связи с переменами в культуре населения Прикамья, в т. ч. с распространением памятников типа Харино.