Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́СТИ́ЩЕ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кузьминых
Бронзовые фигурки всадников (1) и серебряная бляха с изображением божества на звере (2) из Гляденовского костища. Исторический музей (Москва).

КО́СТИ́ЩЕ, тип ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков ран­не­го же­лез­но­го ве­ка в Сред­нем и Верх­нем При­ка­мье (4/3 вв. до н. э. – 4/5 вв. н. э.). Тер­мин «К.» и его по­ни­ма­ние как жерт­вен­но­го ме­ста предложены А. Е. Те­п­ло­у­хо­вым в 1868–78 (хо­тя в чи­сло К. по­па­да­ли и обыч­ные, т. н. ко­сте­нос­ные, го­ро­ди­ща). К. ха­рак­те­ри­зу­ют на­пла­сто­ва­ния (мощ­ность до 1,5 м) сы­рых и пе­ре­жжён­ных кос­тей, в осн. круп­но­го ро­га­то­го ско­та и ло­ша­дей, ко­ст­но­го пе­п­ла (что и да­ло на­зва­ние па­мят­ни­кам), наи­боль­шую кон­цен­тра­цию ко­то­рых свя­зы­ва­ют с мес­та­ми жерт­во­при­но­ше­ний. На пло­щад­ках К. вы­яв­ле­ны вы­мос­тки из га­леч­ни­ка, сер­по­вид­ные и пря­мые ка­нав­ки, гли­но­бит­ные про­ка­лён­ные пло­щад­ки, вы­клад­ки че­ре­пов мед­ве­дя, ло­ся, ро­со­ма­хи, ры­си, ба­ра­на, бар­су­ка, оле­ня и др. Воз­ле этих со­ору­же­ний най­де­ны ук­ра­ше­ния, же­лез­ные и кос­тя­ные на­ко­неч­ни­ки стрел, мед­ные и брон­зо­вые зоо­морф­ные (час­то в ви­де птиц, есть пре­смы­каю­щие­ся, на­се­ко­мые) и ан­тро­по­морф­ные фи­гур­ки, мо­де­ли ору­дий и ору­жия (ско­рее все­го, во­тив­ные), сто­ло­вая по­су­да и ча­ши (ве­ро­ят­но, для жерт­во­при­но­ше­ний). Ран­ние К. рас­по­ло­же­ны на пло­щад­ках го­ро­дищ анань­ин­ской куль­ту­ры, позд­ние – на но­вых ме­стах, рас­по­ло­жен­ных на мы­сах, хол­мах, вы­со­ких ко­рен­ных бе­ре­гах рек; мно­гие при­уро­че­ны к род­ни­кам и вы­хо­дам грун­то­вых вод. Наи­бо­лее из­вест­ное К. да­ло на­зва­ние ар­хео­ло­гич. общ­но­сти, в рам­ках ко­то­рой рас­про­стра­не­ны К. (Гля­де­но­во); все­го из­вест­но 14 К. Позд­ние К. (т. н. ма­лые К. ти­па Га­рев­ское) В. Ф. Ге­нинг от­но­сил к га­рев­ской куль­ту­ре, вы­де­ле­ние ко­то­рой ос­па­ри­ва­ет­ся. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей (А. Е. Те­п­ло­ухов, А. А. Спи­цын, Н. Н. Но­во­кре­щен­ных, А. П. Смир­нов, Ю. А. По­ля­ков и др.) счи­та­ют К. осо­бы­ми жерт­вен­ны­ми мес­та­ми или свя­ти­ли­ща­ми. В. Ф. Ге­нинг и В. А. Обо­рин рас­смат­ри­ва­ли К. как кол­лек­тив­ные мо­гиль­ни­ки с тру­по­сож­же­ния­ми. К. пе­ре­ста­ли функ­цио­ни­ро­вать в кон. 4 – 5 вв. в свя­зи с пе­ре­ме­на­ми в куль­ту­ре на­се­ле­ния При­ка­мья, в т. ч. с рас­про­стра­не­ни­ем па­мят­ни­ков ти­па Ха­ри­но.

Лит.: Спи­цын А. А. Гля­де­нов­ское кос­ти­ще. СПб., 1901; Ге­нинг В. Ф. Эт­ни­че­ская ис­то­рия За­пад­но­го При­ура­лья на ру­бе­же на­шей эры. М., 1988; По­ля­ков Ю. А. Гля­де­нов­ская куль­ту­ра // Ар­хео­ло­гия и эт­но­гра­фия Сред­не­го При­ура­лья. Бе­рез­ня­ки, 2001. Вып. 1; Бе­ла­вин А. М. Ру­ко­пис­ное на­сле­дие Теп­лоу­хо­вых в ИИМК как ис­точ­ник по ис­то­рии ис­сле­до­ва­ний ко­стищ При­ка­мья // Ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные ре­фор­мы в Рос­сии. Пермь, 2006; Ле­пи­хин А. Н. Кос­ти­ща гля­де­нов­ской куль­ту­ры в Сред­нем и Верх­нем При­ка­мье. Пермь, 2007.

Вернуться к началу