Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЯКЕ́НТСКО-ХАРАЧО́ЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 420

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Скаков
Каякентско-харачоевская культура. Керамические сосуды (1, 2); бронзовые височные подвески (3, 4), браслет (5), бляха (6) (по В. И. Марковину).

КАЯКЕ́НТСКО-ХАРАЧО́ЕВСКАЯ КУЛЬ­ТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка на Вост. Кав­ка­зе (тер­ри­то­рии совр. Да­ге­ста­на, Вост. Чеч­ни, Сев. Азер­бай­джа­на). Ра­нее да­ти­ро­ва­лась 1200–700 до н. э., в совр. ра­бо­тах от­но­сит­ся к сер. – 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. На­зва­на Е. И. Круп­но­вым в 1940 по мо­гиль­ни­кам у се­ле­ний Кая­кент (Кая­кент­ский р-н Да­ге­ста­на, Рос­сия; рас­коп­ки В. И. Дол­бе­же­ва в 1898) и Ха­ра­чой (Ве­ден­ский р-н Чеч­ни, Рос­сия; рас­коп­ки А. П. Круг­ло­ва в 1937). Грун­то­вые мо­гиль­ни­ки; пре­об­ла­да­ют рас­по­ло­жен­ные ря­да­ми ка­мен­ные ящи­ки, в т. ч. имею­щие ка­мен­ные ог­рад­ки и сте­лы, есть грун­то­вые ямы, ино­гда об­ло­жен­ные кам­ня­ми. Как пра­ви­ло, скор­чен­ные тру­по­по­ло­же­ния (муж­чи­ны на пра­вом, жен­щи­ны на ле­вом бо­ку) го­ло­вой на юг, оди­ноч­ные (ред­ко – пар­ные), встре­ча­ют­ся по­гре­бе­ния в си­дя­чей по­зе в уг­лу ящи­ка; час­то ря­дом кос­ти жи­вот­ных и не­бо­га­тый ин­вен­тарь. Со­су­ды с ши­ро­ким ту­ло­вом и уз­ким дном, с вы­тя­ну­тым ту­ло­вом, би­ко­ни­че­ские, ба­ноч­ные, мис­ки ко­нич. фор­мы; с гру­бой об­маз­кой ту­ло­ва до об­жи­га, ук­ра­шен­ные ва­ли­ка­ми и на­ле­па­ми, или глад­кие с врез­ным ор­на­мен­том в ви­де зиг­за­гов, ёло­чек, тре­уголь­ни­ков и т. п. Брон­зо­вые че­реш­ко­вые кин­жа­лы, брас­ле­ты, на­лоб­ные лен­ты и бля­хи, ви­соч­ные под­вес­ки, на­кос­ные тру­боч­ки и кол­пач­ки от го­лов­но­го убо­ра, раз­но­об­раз­ные сурь­мя­ные под­вес­ки и бу­сы, крем­нё­вые на­ко­неч­ни­ки стрел и вкла­ды­ши для сер­пов, бу­сы из кам­ня, ра­ко­вин и стек­ла (в т. ч. «бо­ро­дав­ча­тые»). На по­се­ле­ни­ях изу­че­ны мно­го­ка­мер­ные гли­но­бит­ные по­строй­ки на ка­мен­ном ос­но­ва­нии. С К.-х. к. свя­зы­ва­ют ряд на­скаль­ных изо­бра­же­ний, из­вест­ных в Да­ге­ста­не. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – зем­ле­де­лие и жи­вот­но­вод­ст­во. К.-х. к. воз­ник­ла на ба­зе вост. ва­ри­ан­та гин­чин­ской куль­ту­ры; про­сле­жи­ва­ет­ся пре­ем­ст­вен­ность от К.-х. к. к па­мят­ни­кам ти­па Зан­дак и Му­гер­ган­ско­го мо­гиль­ни­ка.

Лит.: Круг­лов А. П. Се­ве­ро-вос­точ­ный Кав­каз во II–I ты­ся­че­ле­ти­ях до н. э. // Древ­ние пле­ме­на и на­род­но­сти Кав­ка­за. М.; Л., 1958; Мар­ко­вин В. И. Да­ге­стан и Гор­ная Чеч­ня в древ­но­сти. М., 1969; Аба­ка­ров А. И., Да­ву­дов О. М. Ар­хео­ло­ги­че­ская кар­та Да­ге­ста­на. М., 1993; Эпо­ха брон­зы Кав­ка­за и Сред­ней Азии. Ран­няя и сред­няя брон­за. М., 1994.

Вернуться к началу