Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРМИ́Р-БЕ́РДСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 186

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Скаков
Кармир-бердская культура. Сосуды из Кармир-Бердского (Тазакендского) могильника (по К. Х. Кушнарёвой).

КАРМИ́Р-БЕ́РДСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра сред­не­го брон­зо­во­го ве­ка (ра­нее да­ти­ро­ва­лась кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э.; сей­час – в рам­ках кон. 18 – нач. 14 вв. до н. э.) в ме­ж­ду­ре­чье Ку­ры и Арак­са, ог­ра­ни­чен­ном с за­па­да р. Аху­рян, с вос­то­ка – р. Аг­стев и зап. по­бе­режь­ем оз. Се­ван. Па­мят­ни­ки ис­сле­до­ва­ли с кон. 19 в.; вы­де­ле­ние осо­бой куль­ту­ры обос­но­ва­но в 1980-х гг. К. Х. Куш­на­рё­вой и А. Е. Си­мо­ня­ном; на­зва­на по мо­гиль­ни­ку у се­ле­ния Кар­мир-Берд (Та­за­кенд) в Ара­рат­ской до­ли­не (Ар­ме­ния). Ка­мен­но-зем­ля­ные кур­га­ны над кром­ле­ха­ми и грун­то­вы­ми яма­ми, пе­ре­кры­ты­ми ка­мен­ны­ми пли­та­ми; скор­чен­ные тру­по­по­ло­же­ния (муж­чи­ны на пра­вом, жен­щи­ны на ле­вом бо­ку) со­про­во­ж­да­лись ту­ша­ми или час­тя­ми жи­вот­ных, по­су­дой. Ха­рак­тер­ны ши­ро­ко­гор­лые кув­ши­ны, ча­ши, горш­ки с раз­ду­тым ту­ло­вом, ук­ра­шен­ные чёр­ной рос­пи­сью (ши­ро­кие фри­зы, раз­де­лён­ные ме­то­па­ми, с гео­мет­рич. ор­на­мен­том, «сви­саю­щи­ми» спи­ра­ля­ми) по крас­но­му ан­го­бу; есть чер­но­ло­щё­ная, ук­ра­шен­ная врез­ным гео­мет­рич. ор­на­мен­том, спи­ра­ля­ми и др. или гре­бен­ча­тым штам­пом, и гру­бая ку­хон­ная ке­ра­ми­ка. Брон­зо­вые че­реш­ко­вые кин­жа­лы, бу­лав­ки с пи­ра­ми­даль­ной и спи­ра­ле­вид­ной го­лов­кой, спи­раль­ные под­вес­ки и др., бу­сы из сер­до­ли­ка, стек­ла. К.-б. к. сме­ни­ла бе­де­но-три­алет­скую куль­тур­ную общ­ность (см. в ст. Три­алет­ская куль­ту­ра) в хо­де ин­филь­тра­ции на­се­ле­ния из Ма­лой Азии. Род­ст­вен­на ки­зил-ванк­ской куль­ту­ре. На по­зд­нем эта­пе К.-б. к. её но­сите­ли про­ни­ка­ют в об­ла­сти во­сточ­нее оз. Се­ван и в Миль­скую степь, где воз­ни­ка­ют па­мят­ни­ки т. н. се­ва­но-узер­лик­ско­го ти­па.

Лит.: Куш­на­ре­ва К. Х. Та­за­кенд­ский мо­гиль­ник в Ар­ме­нии // Со­вет­ская ар­хео­ло­гия. 1960. № 1; она же. Но­вая да­ти­ров­ка кар­мир­берд­ской куль­ту­ры Кав­ка­за // Ар­хео­ло­ги­че­ские ве­сти. СПб., 2007. Вып. 14; Эпо­ха брон­зы Кав­ка­за и Сред­ней Азии. Ран­няя и сред­няя брон­за Кав­ка­за. М., 1994; Си­мо­нян А. Е. Ве­рин На­вер. (Ре­зуль­та­ты рас­ко­пок 1976–1990 гг.). Ер., 2006. Кн. 1 (на арм. язы­ке).

Вернуться к началу