ИПОТЕ́ШТИ – КЫНДЕ́ШТИ – ЧУРЕ́Л
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИПОТЕ́ШТИ – КЫНДЕ́ШТИ – ЧУРЕ́Л (Ипотешть – Кэндешть – Чурел, Ipotești – Cândești – Ciurel), группы археологич. памятников (иногда объединяемых в культуру) 6 – нач. 7 вв. в Юго-Вост. Прикарпатье и на левобережье Нижнего Дуная. Выделялись в разных модификациях на основе раскопок кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. в Румынии: селищ Чурел (на западе Бухареста), Ипотешти (жудец Олт), Кындешти (жудец Бузэу) и др. В основе совр. представления – обобщение В. Теодореску (1964; датировал И. – К. – Ч. 2-й пол. 5 – 7 вв.). Кроме территории Валахии, в культуру И. – К. – Ч. иногда включают синхронные памятники Вост. Прикарпатья до р. Прут, и даже района совр. г. Кишинёв, которые чаще выделяют в особую группу Костиша – Ботошана – Ханска. Небольшие селища, характерны полуземлянки с печью, как правило в сев.-вост. углу (каменка для сев.-вост., глинобитная для юго-зап., равнинных, районов, в осн. Олтении), есть хозяйств. постройки, зерновые и др. ямы. Керамика лепная, в т. ч. близкая пражской культуре и сопоставляемая с «автохтонными» традициями, круговая – нескольких групп. Многочисленны визант. вещи (от амфор и монет до украшений); литейные формочки и др. свидетельствуют о местном произ-ве ряда украшений; вопрос о соотношении пальчатых и др. фибул с традициями И. – К. – Ч. неясен. Принадлежность редких и различных по обряду могильников (Сэрата-Монтеору и др.) к И. – К. – Ч. спорна. Б. ч. рум. исследователей видят в И. – К. – Ч. автохтонную культуру предков румын; древний народ славяне, локализуемый в т. ч. в ареале И. – К. – Ч. по письм. источникам, оценивается этими учёными как кочующие мигранты, лишь контактировавшие с местным населением. По др. точке зрения, И. – К. – Ч. отражает культуру преим. славян периода их нападений на Византию в 6 в. В их посёлках жили также группы местного населения (или соседей) и упоминаемые в письм. источниках мн. тысячи пленных с Балкан, предназначенных для выкупа или интегрирующихся в слав. общины. Финал И. – К. – Ч. соотносят с падением визант. границы по Дунаю после бунта будущего имп. Фоки в 602 и последовавшим массовым расселением славян на Балканах, появлением в зоне И. – К. – Ч. нового населения. В б. ч. рум. исследований, напротив, утверждается преемственность И. – К. – Ч. с памятниками этого региона кон. 1-го тыс. (круга «протодриду» и др.).