Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 129-132

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Карманов

ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Рос­сия об­ла­да­ет ог­ром­ны­ми поч­вен­ны­ми бо­гат­ст­ва­ми. Из об­щей пло­ща­ди стра­ны в 17,1 млн.км2 поч­вен­ный по­кров раз­вит при­мер­но на 14,5 млн.км2. Ос­таль­ные тер­ри­то­рии за­ня­ты во­до­ёма­ми, вы­хо­да­ми по­род, ка­ме­ни­сты­ми рос­сы­пя­ми, на­ру­шен­ны­ми и за­стро­ен­ны­ми зем­ля­ми и т. д. Поч­вен­ные ре­сур­сы Рос­сии име­ют осо­бое зна­че­ние в сис­те­ме ми­ро­вых поч­вен­ных ре­сур­сов, не­смот­ря на то, что про­ис­хо­дит сни­же­ние ка­че­ст­ва сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных и от­час­ти лес­ных почв. На до­лю почв Рос­сии при­хо­дит­ся ок. 9% ми­ро­вой паш­ни и св. 20% ми­ро­вой пло­ща­ди ле­сов. Важ­ную эко­ло­ги­че­скую роль иг­ра­ют тун­д­ро­вые и бо­лот­ные тер­ри­то­рии. Об­ще­ми­ро­вое зна­че­ние поч­вен­ных ре­сур­сов Рос­сии воз­рас­та­ет так­же в свя­зи с мас­со­вой вы­руб­кой тро­пи­че­ских ле­сов, в ре­зуль­та­те че­го поч­вы на этих тер­ри­то­ри­ях ут­ра­чи­ва­ют об­ще­эко­ло­ги­че­ские функ­ции. Не­смот­ря на чрез­вы­чай­ное раз­но­об­ра­зие поч­вен­но­го по­кро­ва, на­ли­чие об­шир­ных пло­ща­дей, за­ня­тых поч­ва­ми, и круп­ней­ше­го в ми­ре ре­гио­на вы­со­ко­пло­до­род­ных чер­но­зё­мов, их с.-х. по­тен­ци­ал не­ве­лик. По­дав­ляю­щая часть зем­ле­дель­че­ско­го мас­си­ва Рос­сии (бо­лее 80%) на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии с низ­кой те­п­ло­обес­пе­чен­но­стью или не­бла­го­при­ят­ны­ми ус­ло­вия­ми рель­е­фа (час­то и то, и дру­гое), что прак­ти­че­ски ис­клю­ча­ет их хо­зяй­ст­вен­ное ис­поль­зо­ва­ние и ог­ра­ни­чи­ва­ет воз­мож­но­сти при­ме­не­ния в ка­че­ст­ве кор­мо­вых уго­дий (см. табл.).

Так, ис­клю­чи­тель­но су­ро­вый кли­мат арк­ти­че­ско­го и тун­д­ро­во­го поя­сов де­лает прак­ти­че­ски не­воз­мож­ным с.-х. ис­поль­зо­ва­ние рас­про­стра­нён­ных здесь тун­д­ро­вых глее­вых и бо­лот­ных почв, тун­д­ро­вых под­бу­ров (ок. 8% поч­вен­ных ре­сур­сов стра­ны). 73% поч­вен­ных ре­сур­сов рас­по­ло­же­ны в та­ёж­ной зо­не, из них 32% почв при­хо­дит­ся на гор­ные тер­ри­то­рии.

Зем­ли с хо­ро­шей те­п­ло­обес­пе­чен­но­стью из-за сла­бо­го ув­лаж­не­ния так­же не­при­год­ны для зем­ле­де­лия без оро­ше­ния и ис­поль­зу­ют­ся в осн. как низ­ко­про­дук­тив­ные па­ст­би­ща. Кро­ме то­го, мн. поч­вы за­суш­ли­вых ре­гио­нов (со­лон­ча­ки, со­лон­цы) за­со­ле­ны и ну­ж­да­ют­ся, по­ми­мо оро­ше­ния, и в дру­гих ме­лио­ра­ци­ях. Бо­лот­ные и за­бо­ло­чен­ные поч­вы за­ни­ма­ют св. 8% и тре­бу­ют для с.-х. ос­вое­ния пред­ва­ри­тель­но­го осу­ше­ния, а пес­ки, пес­ча­ные и ка­ме­ни­стые поч­вы, на до­лю ко­то­рых при­хо­дит­ся ок. 7% всех зе­мель, – до­ро­го­стоя­щих ме­лио­ра­тив­ных ра­бот.

В то же вре­мя зна­чи­тель­ная часть высо­ко­пло­до­род­ных почв (чер­но­зё­мов) име­ет от­но­си­тель­но не­вы­со­кую про­дук­тив­ность, т. к. ли­бо ис­пы­ты­ва­ет де­фи­цит вла­ги, ли­бо име­ет не­вы­со­кую те­п­ло­обес­пе­чен­ность (чер­но­зё­мы Си­би­ри). И толь­ко на ог­ра­ни­чен­ных про­стран­ст­вах (Се­ве­ро-Кав­каз­ский и Цен­траль­но­чер­но­зём­ный ре­ги­он) су­щест­ву­ет бла­го­при­ят­ное со­че­та­ние поч­вен­ных и кли­ма­ти­че­ских фак­то­ров. Со­вре­мен­ные чер­но­зё­мы, как наи­бо­лее ин­тен­сив­но рас­па­хи­вае­мые поч­вы, зна­чи­тель­но ухуд­ши­ли свои свой­ст­ва и сни­зи­ли про­дук­тив­ность в ре­зуль­та­те де­гра­да­ции.

Та­ким об­ра­зом, хо­тя пло­щадь па­хот­но­при­год­ных зе­мель Рос­сии от­но­си­тель­но ве­ли­ка, но её до­ля в об­щей пло­ща­ди стра­ны су­ще­ст­вен­но ни­же, чем во мно­гих дру­гих стра­нах.

Сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные уго­дья. Об­щая пло­щадь с.-х. уго­дий стра­ны со­став­ля­ет 2,21 млн.км2, в т. ч. на до­лю паш­ни при­хо­дит­ся 1,21, на за­лежь (не за­се­вае­мые бо­лее 15 лет паш­ни) – 0,04, на мно­го­лет­ние на­са­ж­де­ния (са­ды, ви­но­град­ни­ки, ягод­ни­ки) – 0,02, на кор­мо­вые уго­дья – 0,9 млн.км2 (2002). Сте­пень с.-х. ис­поль­зо­ва­ния разл. почв как па­хот­ных уго­дий край­не не­рав­но­мер­на: чер­но­зё­мы рас­па­ха­ны бо­лее чем на 70%; се­рые лес­ные, тём­но-каш­та­но­вые поч­вы – при­мер­но на 40%; дер­но­во-под­золи­стые, ко­рич­не­вые, раз­лич­ные лу­го­во-степ­ные поч­вы от 10% до 14,8%, ос­таль­ные – на 5% и мень­ше.

В 1965–87 пло­щадь па­хот­ных уго­дий со­ста­ви­ла 1,33–1,34 млн.км2. Но рас­па­хан­ность паш­ни в ря­де ре­гио­нов стра­ны пре­вы­ша­ла эко­ло­ги­че­ски до­пус­ти­мые нор­мы: в Бел­го­род­ской, Во­ро­неж­ской, Кур­ской, Ли­пец­кой, Ор­лов­ской, Рос­тов­ской, Са­ра­тов­ской, Там­бов­ской и Туль­ской об­лас­тях, а так­же в сте­пях Вол­го­град­ской, Куй­бы­шев­ской (ны­не Са­мар­ской), Ом­ской об­лас­тей и Став­ро­поль­ско­го края на паш­ни при­хо­ди­лось 60–70% всех пло­ща­дей, за­ни­мае­мых ими. Ещё боль­ше зе­мель (75– 80%) под па­хот­ны­ми угодь­я­ми – в Крас­но­дар­ском крае (к се­ве­ру от р. Ку­бань), на рав­ни­нах Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии и в степ­ных рай­онах Кал­мы­кии. Чрез­вы­чай­но вы­со­кая сте­пень рас­паш­ки при­ве­ла к на­ру­ше­нию ба­лан­са гу­му­са, ухуд­ше­нию вод­но­го ре­жи­ма почв, их де­гра­да­ции. А об­щая пло­щадь паш­ни под­дер­жи­ва­лась в осн. за счёт ис­поль­зо­ва­ния низ­ко­пло­до­род­ных зе­мель на ок­раи­нах зем­ле­дель­че­ских тер­ри­то­рий стра­ны, гл. обр. в Вос­точ­ной Си­бири. Но об­щий уро­вень пло­до­ро­дия почв паш­ни сни­жал­ся в ре­зуль­та­те де­гра­да­ции и во­вле­че­ния ма­ло­пло­до­род­ных зе­мель.

К кон. 20 в. со­стоя­ние с.-х. уго­дий рез­ко ухуд­ши­лось, дос­тиг­нув кри­зис­ного. Пло­ща­ди паш­ни со­кра­ти­лись поч­ти на 100 тыс. км2, кор­мо­вых уго­дий – на 250 тыс. км2; в то же вре­мя пло­ща­ди мно­го­лет­них на­са­ж­де­ний несколько вы­росли. Уве­ли­чи­лась пло­щадь не­за­се­вае­мой паш­ни с 250 тыс. км2 (1996) до 372 тыс. км2 (2002). Это не­ста­биль­ные пе­ре­ло­ги – не­об­ра­ба­ты­вае­мые в те­че­ние неск. лет зем­ли; хо­тя они и спо­соб­ны вос­ста­нав­ли­вать своё пло­до­ро­дие, од­на­ко часть их по­сте­пен­но пе­ре­хо­дит в за­лежь.

Ухуд­ше­ние фи­зи­че­ских и хи­ми­че­ских свойств почв паш­ни в пер­вую оче­редь свя­за­но со зна­чи­тель­ной по­те­рей гу­му­са. В сред­нем по стра­не в па­хот­ном слое по срав­не­нию с та­ким же по мощ­но­сти сло­ем ана­ло­гич­ных це­лин­ных почв со­дер­жит­ся на 35–40% мень­ше гу­му­са, т. е. бо­лее тре­ти его ут­ра­че­но и в обо­зри­мом бу­ду­щем не мо­жет быть вос­ста­нов­ле­но. При этом тем­пы сни­же­ния со­дер­жа­ния гу­му­са по­сто­ян­но воз­рас­та­ют, пре­ж­де все­го, в свя­зи с рез­ким со­кра­ще­ни­ем ко­ли­че­ст­ва вно­си­мых ор­га­ни­че­ских удоб­ре­ний. В ре­зуль­та­те воз­дей­ст­вия с.-х. тех­ни­ки поч­вы в той или иной сте­пе­ни пе­ре­уп­лот­не­ны, что при­во­дит к ухуд­ше­нию их струк­ту­ры и вод­но-фи­зи­че­ских свойств. За по­след­ние 25–30 лет 20 в. пе­ре­уп­лот­не­ние почв на паш­не воз­рос­ло при­мер­но в 3 раза.

Раз­ру­ши­тель­ное дей­ст­вие эро­зии про­яви­лось при­мер­но на 300–350 тыс. км2 паш­ни. Так, под дей­ст­ви­ем вод­ной эро­зии про­ис­хо­дит смыв верх­не­го, наи­бо­лее пло­до­род­но­го слоя поч­вы, об­ра­зу­ют­ся т. н. смы­тые поч­вы, ис­поль­зо­ва­ние ко­то­рых не­це­ле­со­об­раз­но не толь­ко из-за их низ­кой про­дук­тив­но­сти, но и из-за опас­но­сти ещё боль­шей де­гра­да­ции. В 90-х гг. 20 в. пло­ща­ди смы­тых почв воз­рос­ли на 35–40%. Ок. 10% почв паш­ни под­вер­га­ет­ся ин­тен­сив­ным про­цес­сам вет­ро­вой эро­зии (де­фля­ции) и бо­лее 25% от­но­сит­ся к де­фля­ци­он­но-опас­ным (это поч­вы лёг­ко­го ме­ха­ни­че­ско­го со­ста­ва, или с бед­ным рас­ти­тель­ным по­кро­вом). Еже­год­но до 20 тыс. км2 паш­ни унич­то­жа­ет­ся ов­ра­га­ми.

Важ­ной про­бле­мой ос­та­ёт­ся пе­ре­ув­лаж­не­ние (а по­рой и под­то­п­ле­ние) и за­со­ле­ние почв. Пло­ща­ди пе­ре­ув­лаж­нён­ных, за­бо­ло­чен­ных и за­со­лён­ных почв по­сто­ян­но воз­рас­та­ют. Во мно­гих ре­гио­нах при оро­ше­нии под­ни­ма­ет­ся уро­вень грун­то­вых вод; час­то они со­дер­жат вы­со­кие кон­цен­тра­ции со­лей, так что в ко­неч­ном ито­ге про­ис­хо­дит «по­лив» ми­не­ра­ли­зо­ван­ны­ми грун­то­вы­ми во­да­ми. По­это­му ны­не бо­лее 7 тыс.км2 оро­шае­мых зе­мель на­хо­дит­ся в не­удов­ле­тво­ри­тель­ном ме­лио­ра­тив­ном со­стоя­нии. Еже­год­но зна­чи­тель­ные мас­си­вы та­ких зе­мель, при­шед­ших в не­год­ное со­стоя­ние, за­бра­сы­ва­ют­ся.

Не­дос­та­точ­ное из­вест­ко­ва­ние при­во­дит к вос­ста­нов­ле­нию ки­слой ре­ак­ции у дер­но­во-под­зо­ли­стых почв и почв сев. зон, от­час­ти се­рых лес­ных (pH этих почв из­на­чаль­но мень­ше 7). В те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни кис­лые поч­вы ак­тив­но из­вест­ко­ва­лись, в ре­зуль­та­те че­го их об­щая ки­слот­ность бы­ла сни­же­на. В нач. 21 в. рез­кое со­кра­ще­ние объ­ё­мов из­вест­ко­ва­ния при­ве­ло к то­му, что пло­ща­ди кис­лых почв ста­ли за­ни­мать бо­лее тре­ти паш­ни.

Та­ким об­ра­зом, все наи­бо­лее пло­до­род­ные поч­вы ин­тен­сив­но рас­па­ха­ны. И ре­зер­вы для рас­ши­ре­ния пло­ща­дей паш­ни, а так­же кор­мо­вых уго­дий име­ют­ся в осн. толь­ко в юж­но­та­ёж­ных ре­гио­нах Ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны и от­час­ти в Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке. Од­на­ко для эф­фек­тив­но­го с.-х. ис­поль­зо­ва­ния эти низ­ко­пло­до­род­ные поч­вы тре­бу­ют боль­ших ма­те­ри­аль­ных за­трат при их ос­вое­нии и экс­плуа­та­ции.

В кон. 20 в. из функ­ци­о­ни­ру­ю­щих па­хот­ных зе­мель ста­ли ис­клю­чать­ся об­шир­ные тер­ри­то­рии. И хо­тя вы­вод зе­мель­ных уча­ст­ков про­ис­хо­дил во мно­гом сти­хий­ным пу­тём, всё же в пер­вую оче­редь это ка­са­лось наи­ме­нее пло­до­род­ных почв. По­это­му ка­че­ст­во за­се­вае­мых зе­мель в це­лом улуч­ши­лось. Не­об­ра­ба­ты­вае­мые же поч­вы по ря­ду по­ка­за­те­лей по­сте­пен­но при­бли­жа­ют­ся к ана­ло­гич­ным це­лин­ным поч­вам. На них рез­ко ос­ла­бе­ва­ют или прак­ти­че­ски пре­кра­ща­ют­ся яв­ле­ния вод­ной и вет­ро­вой эро­зии, про­цес­сы де­гу­ми­фи­ка­ции (ко­ли­че­ст­во гу­му­са по­сте­пен­но мо­жет вос­ста­но­вить­ся), уп­лот­не­ния почв, раз­ру­ше­ния их струк­ту­ры и ухуд­ше­ния вод­но-фи­зи­че­ских свойств. И всё же, хо­тя свой­ст­ва почв мо­гут по­сте­пен­но улуч­шать­ся, на­не­сён­ный им ущерб (осо­бен­но в ре­зуль­та­те эро­зии) не мо­жет быть уст­ра­нён да­же в те­че­ние дли­тель­но­го пе­рио­да вре­ме­ни.

Оп­ре­де­лён­ное улуч­ше­ние ка­че­ст­ва поч­вен­ных ре­сур­сов на­блю­да­ет­ся на зе­мель­ных уча­ст­ках, от­дан­ных в лич­ное поль­зо­ва­ние на­се­ле­ния. Пло­ща­ди этих зе­мель уве­ли­чи­лись с 1,6% (от об­щей пло­ща­ди с.-х. уго­дий) в 1986 до 6,1% в 2002. Как пра­ви­ло, эти об­ра­ба­ты­вае­мые на­де­лы по­лу­ча­ют по­вы­шен­ные до­зы на­во­за и др. удоб­ре­ний, хо­ро­шо раз­рых­ля­ют­ся, по­сте­пен­но окуль­ту­ри­ва­ют­ся.

В це­лом же про­дук­тив­ность почв за­мет­но по­ни­зи­лась, а про­цес­сы де­гра­да­ции не толь­ко со­хра­ня­ют­ся, но и уси­ли­ва­ют­ся. Это свя­за­но с рез­ким умень­ше­ни­ем ко­ли­че­ст­ва вно­си­мых удоб­ре­ний, из­вест­ко­ва­ния, по­ле­за­щит­но­го ле­со­раз­ве­де­ния и др. ме­ро­прия­тий. Не­дос­та­ток ор­га­ни­че­ских удоб­ре­ний ве­дёт к уси­ле­нию тем­пов де­гу­ми­фи­ка­ции. Умень­ше­ние вне­се­ния ми­не­раль­ных удоб­ре­ний спо­соб­ст­ву­ет сни­же­нию в поч­вах за­па­сов под­виж­ных форм эле­мен­тов пи­та­ния рас­те­ний. Поч­вы паш­ни за­со­ря­ют­ся тя­жё­лы­ми ме­тал­ла­ми, осо­бен­но вбли­зи про­мыш­лен­ных пред­при­ятий. Со­кра­ще­ние пло­ща­дей за­щит­ных по­лос яви­лось при­чи­ной уси­ле­ния про­цес­сов эро­зии, в т. ч. наи­бо­лее зло­ст­ной – ов­раж­ной. По­это­му для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния поч­вен­ных ре­сур­сов не­об­хо­ди­мо стро­го оп­ре­де­лить, ка­кие зем­ли яв­ля­ют­ся без­ус­лов­но па­хот­но­при­год­ны­ми и не долж­ны вы­во­дить­ся из паш­ни или же долж­ны быть воз­вра­ще­ны в её со­став и ка­кие зем­ли яв­ля­ются ма­ло­про­дук­тив­ны­ми или име­ют тех­но­ло­ги­че­ские не­га­тив­ные осо­бен­но­сти, вслед­ст­вие че­го их сле­ду­ет ис­клю­чить из паш­ни или не воз­вра­щать в её со­став.

На до­лю кор­мо­вых уго­дий при­хо­дит­ся св. 900 тыс. км2. Они, как пра­ви­ло, при­уро­че­ны к низ­ко­пло­до­род­ным поч­вам или поч­вам, ис­поль­зо­ва­ние ко­то­рых под по­се­вы за­труд­не­но. Это не­до­ста­точ­но обес­пе­чен­ные те­п­лом и (или) вла­гой мерз­лот­ные, под­зо­ли­стые, дер­но­во-под­зо­ли­стые, по­лу­пус­тын­ные поч­вы, а так­же пе­ре­ув­лаж­нён­ные поч­вы – бо­лот­ные, пой­мен­ные, лу­го­вые и поч­вы с не­бла­го­при­ят­ным рель­е­фом, на­при­мер поч­вы ов­раж­но-ба­лоч­но­го ком­плек­са. Про­цес­сы де­гра­да­ции на та­ких поч­вах про­те­ка­ют осо­бен­но ин­тен­сив­но, т. к. по­ми­мо при­род­ных фак­то­ров, спо­соб­ст­вую­щих ухуд­ше­нию их свойств (напр., поч­вы ов­ра­гов в боль­шей ме­ре под­вер­же­ны вет­ро­вой и вод­ной эро­зии), су­ще­ст­вен­ный вклад вно­сит ан­тро­по­ген­ное влия­ние.

Аг­ро­но­ми­че­ское со­стоя­ние почв под кор­мо­вы­ми угодь­я­ми так­же не­удов­ле­тво­ри­тель­но. 25% из них пе­ре­ув­лаж­не­ны, поч­ти столь­ко же под­вер­же­ны де­фля­ции и вод­ной эро­зии, бо­лее 15% – за­со­ле­ны, ок. 20% при­хо­дит­ся на со­лон­цо­вые ком­плек­сы, при­мер­но 10% рас­по­ло­же­ны на ка­ме­ни­стых зем­лях, ок. 2% – за­коч­ка­ре­ны, т. е. по­кры­ты коч­ка­ми (ос­таю­щи­ми­ся, напр., по­сле вы­кор­чё­вы­ва­ния ле­са). Око­ло по­ло­ви­ны почв па­ст­бищ от­но­сит­ся к сби­тым – на них в той или иной ме­ре на­ру­шен за­дер­но­ван­ный верх­ний поч­вен­ный слой: 30% – сла­бо­сби­тые, 17% – сред­не- и силь­но­сби­тые, на 10% поч­вен­ный по­кров пол­но­стью унич­то­жен. Это яви­лось след­ст­ви­ем ин­тен­сив­но­го и час­то бес­сис­тем­но­го вы­па­са ско­та. В ито­ге об­шир­ные пло­ща­ди паст­бищ пре­вра­ща­ют­ся в опус­ты­нен­ные зем­ли, прак­ти­че­ски ли­шён­ные поч­вен­но­го по­кро­ва (толь­ко в Кал­мы­кии на их до­лю при­хо­дит­ся ок. 50 тыс. км2).

Про­грес­си­рую­щее раз­ви­тие про­цес­сов де­гра­да­ции почв на боль­шей час­ти с.-х. уго­дий при­во­дит к сни­же­нию уро­жай­но­сти с.-х. куль­тур и уве­ли­че­нию за­трат на по­лу­че­ние еди­ни­цы их про­дук­ции. Кро­ме то­го, зна­чи­тель­ные пло­ща­ди кор­мо­вых уго­дий Не­чер­но­зе­мья, юж­но­та­ёж­ных и сред­не­та­ёж­ных ре­гио­нов не ис­поль­зу­ют­ся по ря­ду эко­но­ми­че­ских и со­ци­аль­ных при­чин. В степ­ных, су­хо­степ­ных и по­лу­пус­тын­ных ре­гио­нах на­груз­ка на кор­мо­вые уго­дья, на­про­тив, час­то слиш­ком ве­ли­ка, что яв­ля­ет­ся при­чи­ной сни­же­ния их про­дук­тив­но­сти. На­при­мер, в Рос­тов­ской обл. она в 4 раза, а в Кал­мы­кии в 6 раз ни­же, чем в Ар­хан­гель­ской обл. Воз­рас­та­ют пло­ща­ди уго­дий, за­гряз­нён­ных тя­жё­лы­ми ме­тал­ла­ми, раз­лич­ны­ми ор­га­ни­че­ски­ми со­е­ди­не­ни­я­ми, ра­дио­нук­ли­да­ми.

Де­гра­да­ция и за­гряз­не­ние поч­вен­но­го по­кро­ва со­про­во­ж­да­ют­ся на­ру­ше­ни­ем его об­ще­эко­ло­ги­че­ских функ­ций, ухуд­ше­ни­ем ка­че­ст­ва во­ды, воз­ду­ха, пи­щи. Всё это в ко­неч­ном ито­ге на­но­сит ущерб здо­ро­вью на­се­ле­ния. В от­дель­ных ре­гио­нах эти про­цес­сы дос­ти­га­ют мас­шта­бов эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са и да­же эко­ло­ги­че­ско­го бед­ст­вия. Так, в не­ко­то­рых рай­онах Бел­го­род­ской обл. поч­вы смы­ты до вы­хо­да ме­ло­вых от­ло­же­ний. В ре­зуль­та­те ава­рии на Чер­но­быль­ской АЭС (1986) в близ­ле­жа­щих об­лас­тях ра­дио­ак­тив­ное за­гряз­не­ние дос­тиг­ло мас­шта­бов бед­ст­вия.

Под оле­ньи па­ст­би­ща ис­поль­зу­ют мало­мощ­ные, кис­лые и за­бо­ло­чен­ные поч­вы тун­д­ры и тай­ги. Их от­ли­ча­ет низ­кая ус­той­чи­вость к ме­ха­ни­че­ским воз­дей­ст­ви­ям, они лег­ко на­ру­ша­ют­ся и унич­то­жа­ют­ся при про­хо­дах транс­порт­ных средств. При не­уме­рен­ном вы­па­се оле­ней про­ис­хо­дит раз­ру­ше­ние поч­вен­но­го по­кро­ва. В рай­онах неф­те­до­бы­чи, вбли­зи про­мыш­лен­ных пред­при­ятий зна­чи­тель­ные пло­ща­ди почв олень­их па­ст­бищ за­гряз­не­ны. Все эти фак­то­ры при­во­дят к еже­год­но­му со­кра­ще­нию площа­дей олень­их па­ст­бищ при­мер­но на 20 тыс. км2.

Лес­ные уго­дья. Око­ло 70% пло­ща­ди стра­ны, имею­щей поч­вен­ный по­кров, за­ня­то зем­ля­ми лес­но­го фон­да (2002).

Боль­шая часть лес­ных мас­си­вов рас­по­ло­же­на в уме­рен­ном поя­се (вклю­чая гор­ные тер­ри­то­рии) на под­зо­лах, под­зо­ли­стых и та­ёж­ных поч­вах. Боль­шин­ст­во этих почв на­хо­дит­ся в ма­ло­на­се­лён­ных, труд­но­дос­туп­ных рай­онах и сла­бо изу­че­но.

Зна­чи­тель­ные лес­ные тер­ри­то­рии при­хо­дят­ся на та­ёж­ную зо­ну и рас­по­ло­же­ны в осн. на дер­но­во-под­зо­ли­стых, а так­же бу­рых лес­ных поч­вах. От­но­си­тель­но не­боль­шая часть лес­ных мас­си­вов на­хо­дит­ся в ле­со­степ­ной зо­не, на се­рых лес­ных поч­вах. В бо­лее юж. ре­гио­нах ле­са рас­про­стра­не­ны не­зна­чи­тель­но.

Ме­ж­ду поч­вой и ти­пом ле­са су­ще­ст­ву­ет проч­ная взаи­мо­связь. Чем пло­до­род­нее поч­ва, тем бо­лее вы­со­ким бо­ни­те­том об­ла­да­ет лес­ная рас­ти­тель­ность. Ело­вые ле­са при­уро­че­ны гл.обр. к под­зо­ли­стым гли­ни­стым и суг­ли­ни­стым поч­вам или поч­вам на дву­чле­нах (слои­стые поч­вы), ре­же к бо­лот­но-под­зо­ли­стым и бо­лот­ным. Ду­бо­вые на­са­ж­де­ния встре­ча­ют­ся на се­рых лес­ных поч­вах и чер­но­зё­мах.

Вбли­зи про­мыш­лен­ных пред­при­ятий поч­вы под лес­ной рас­ти­тель­но­стью ин­тен­сив­но за­гряз­ня­ют­ся вы­бро­са­ми ток­си­че­ских ве­ществ, а в неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих рай­онах – неф­тью и неф­те­про­дук­та­ми, бу­ро­вы­ми рас­тво­ра­ми и т. д. В рай­онах ин­тен­сив­ных лесо­раз­ра­бо­ток поч­вен­ный по­кров на­ру­ша­ет­ся и унич­то­жа­ет­ся при транс­пор­ти­ров­ке дре­ве­си­ны. Са­мый верх­ний, бо­га­тый ор­га­ни­че­ским ве­ще­ст­вом, слой лес­ных почв на об­шир­ных тер­ри­то­ри­ях стра­ны на­ру­шен в ре­зуль­та­те лес­ных по­жа­ров. Тем не ме­нее зна­чи­тель­ная часть лес­ных уго­дий не под­вер­га­ет­ся ак­тив­ным ан­тро­по­ген­ным воз­дей­ст­ви­ям и со­хра­ня­ет удов­ле­тво­ри­тель­ные ле­со­рас­ти­тель­ные ка­че­ст­ва.

Дру­гие ви­ды зем­ле­поль­зо­ва­ния. Кро­ме ис­поль­зо­ва­ния под сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные и лес­ные уго­дья, поч­вен­ные ре­сур­сы стра­ны на­хо­дят и др. при­ме­не­ние. 335 тыс. км2 от­ве­де­но под го­су­дар­ст­вен­ные при­род­ные за­по­вед­ни­ки, ок. 70 тыс. км2 – под на­цио­наль­ные пар­ки (2002). Зна­чи­тель­ные пло­ща­ди зе­мель, в т. ч. имею­щих поч­вен­ный по­кров, от­ве­де­ны под буль­ва­ры, пар­ки, дво­ры, ули­цы в на­се­лён­ных пунк­тах, мес­та от­ды­ха и за­ня­тий спор­том. Не­ма­лая часть пред­на­зна­че­на для по­ли­го­нов разл. на­зна­че­ния (ис­пы­та­ние тех­ни­ки, во­ен­ные ба­зы), ох­ран­ных зон по бе­ре­гам во­до­ёмов, вдоль транс­порт­ных ма­ги­ст­ра­лей и энер­го­сис­тем (ли­нии пе­ре­дач, га­зо­про­вод), во­круг па­мят­ни­ков куль­ту­ры и др. ох­ра­няе­мых тер­ри­то­рий. Поч­ва мо­жет ис­поль­зо­вать­ся не­по­сред­ст­вен­но и для ре­куль­ти­ва­ции на­ру­шен­ных зе­мель.

Лит.: Ро­ма­нен­ко Г. А., Ко­мов Н. В., Тю­тюн­ни­ков А. И. Зе­мель­ные ре­сур­сы Рос­сии, эф­фек­тив­ность их ис­поль­зо­ва­ния. М., 1996; Го­су­дар­ст­вен­ный док­лад «О со­стоя­нии ок­ру­жаю­щей при­род­ной сре­ды Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в 1997 г.». М., 1998; Поч­вен­ный по­кров и зе­мель­ные ре­сур­сы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 2001; Рос­сий­ский ста­ти­сти­че­ский еже­год­ник. 2001. М., 2001; Оцен­ка при­род­ных ре­сур­сов. М., 2002; Ста­ти­сти­че­ские ма­те­риа­лы и ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ний раз­ви­тия аг­ро­про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва Рос­сии. М., 2003.

Вернуться к началу